Содержание:
1. Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. 3
2. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность, поведение). 4
3. Общая характеристика принципов и методов психологии. Требования к психологическому исследованию. 6
4. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 7
5. Основные функции психики, ее развитие и структура. 9
6. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 10
7. Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания. 12
8. Сущность деятельностного подхода и предпосылки его возникновения в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. 12
9. Общее строение деятельности, характеристика ее компонентов. Взаимопереходы «составляющих» деятельности. 13
10. Общая характеристика деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Проблема интериоризации. 15
11. Понятие о действии, виды действий, их характеристика. Формы освоения деятельности. 16
12. Ощущение и восприятие как психические процессы, характеристика видов. 17
13. Представление и воображение в психологии, виды воображения. 19
14. Мышление и интеллект, их рассмотрение в психологии. 21
15. Мнемические процессы, виды запоминания. 22
16. Мнемотехнические приемы как способ запоминания информации. 24
17. Общая характеристика внимания, виды и свойства внимания. 25
18. Эмоции и чувства человека, их понимание в психологии. 26
19. Психическая регуляция поведения в деятельности. 27
20. Общение и речь, функции и социально-психологическая сущность. 28
21. Человек как предмет научного исследования. Понятие о личности. 29
22. Социально-психологическая характеристика личности. Формирование личности в онтогенезе. 30
23. Основные параметры личности (по А.Н.Леонтьеву). «Два рождения» личности и их критерии. 32
24. Подходы в психологии к пониманию личности. 33
25. Сравнительная характеристика понятий: индивид, личность, индивидуальность. 34
26. Направленность личности. Потребности и мотивы. 35
27. Личность и самосознание. Образ «Я», его структура. 37
28. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. 39
29. .Индивидуальные характеристики личности. Темперамент и характер. 41
30. Задатки и способности. Проблема развития способностей. 44
31. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда и К.Роджерса 45
32. Межличностные отношения, социально-психологические механизмы общения. 46
33. Конфликтное взаимодействие: причины возникновения конфликтов, этапы протекания, стратегии выхода из конфликтной ситуации. 47
34. Возможности трансактного анализа Э.Берна в понимании проблем человеческого взаимодействия 51
35. Психология малых групп, классификация (первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные) 52
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по психологии
Психология как наука о поведении хочет пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. По всей вероятности, даже эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая ее. Психика – это свойство высоко организованной ма¬терии, субъективное отражение объективного мира, необ¬ходимое человеку или животному для активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и животных) и его психологии.