Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по философии
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5).объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек.
Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.
Одной из древнейших философских школ считается Милет¬ская (VII—V вв. до н.э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) — Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.
Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего все?" — вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постанов¬ка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосыл¬кой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо най¬ти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некоторое беспре¬дельное и вечное начало, апейрон (термин "апейрон" буквально означает "беспредельное")- Вещи возникают в результате тех превращении, которые происходят с первовеществом,— сгущении, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего на¬ходится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо дру¬гом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена — это субстанции.
Чтобы оценить воззрения милетцев, обратимся к науке. Посту¬лируемые милетцами субстанции относятся фактически к миру яв¬лений и событий, а не родовых реалий, понятий, законов. Ведь та же вода непосредственно фиксируется в опыте, т.е. эмпириче¬ски, а таковы именно материальные объекты и события. За пре¬делы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как собы¬тийное, фактуальное. Милетцы старались подняться от уровня фактуального к уровню родового общего, хотя им это не вполне удалось. Удача пришла к последующим поколениям философов.
Философская диалектика в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.