Выдержка из работы:
Введение
Современное состояние нашего общества характеризуется серьезными психологическими трудностями. Одной из наиболее глобальных является проблема дезадаптации, как одна из форм проявления девиации, о чем свидетельствует всплеск детских нервно-психических заболеваний, распространение девиантных форм поведения, дестабилизация семьи, массовые детские и подростковые явления бродяжничества, проституции, наркомании и т.п.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных феномену дезадаптации, в том числе и школьной (А.Д.Глоточкин, А.Н.Жмыриков К.А.Абульханова-Славская Л.И.Божович Н.Г.Лусканова А.А.Спиваковская С.Раттер Е.В.Каган) и множество существующих методов реабилитации социально-неадаптированных детей, проблема школьной дезадаптации не снимается, а лишь с каждым годом все обостряется. Возникает вопрос, не лежит ли решение проблемы в области внутреннего устройства и функционирования учебно-воспитательного процесса.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Понятие школьной дезадаптации
Первая позиция: "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984). Под этим углом зрения школьная дезадаптация и для родителей, и для педагогов, и для врачей, как правило, расстройство в рамках вектора "болезнь/ нарушение здоровья, развития или поведения". Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказывал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями.
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Методики, используемые в исследовании
Основными методами данного исследования в соответствии с его целью и задачами были:
- методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Это личностный опросник, предназначенный для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста;
- шкала тревожности, разработанная А.М.Прихожан (1989 год), которая служит для выявления тревожности учащихся и включает в себя следующие виды тревожности: школьная, самооценочная, межличностная и магическая. Уровень тревожности оценивается в каждом исследуемом классе отдельно;
- исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Заключение
Несмотря на множество существующих методов реабилитации социально-неадаптированных детей, проблема школьной дезадаптации не снимается, а лишь с каждым годом все обостряется. Анализ показывает, что в существующей учебно-воспитательной системе школьная дезадаптация является процессом постоянным и требующим оперативного вмешательства.
По результатам исследований, проведенных в данной работе, можно сказать, что в любом классном коллективе существуют дети подверженные риску дезадаптации. Причин здесь несколько:
• Страх самовыражения
• Страх ситуации проверки знаний
• Переживания социального стресса
• Страх не соответствовать ожиданиям окружающих