Выдержка из работы:
1. Морфология искусства: родовая, видовая.
Всякий морфологический анализ основан на различении форм бытия исследуемых явлений. Это относится в полной мере и к морфологии искусства.
Морфология искусства – это учение о строении мира искусств. Изучение её помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека, увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусства.
Одной из наиболее значимых задач морфологии искусства является выделение принципов классификации искусства. Важнейшим принципом классификации является выделение образа как интегральной структуры искусства и художественного произведения.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ в качестве художественного символа выступает с одной стороны своей вещественной, знаковой стороной, а с другой – своим идеальным, духовным, содержательным аспектом.
В каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой – характером материала, в котором содержание это воплощается. Так, художественный образ в архитектуре статичен, а в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке интонационен. В одних их жанрах образ предстает в образе человека, в других – выступает как образ природы, в третьих – вещи, в четвертых – соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается. Поэтому именно образ может восприниматься как основа, принцип классификации искусства.
Ещё одним важным принципом классификации является художественное восприятие как основа понимания и характеристики искусства.
13. Творческая личность в системе культурологического знания
Творческая личность, её философско-психологические аспекты, являются неотъемлемыми объектами изучения в теории культуры.
Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния.
Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.
Вообще, слово «личность» этимологически происходит от русского слова «личина» (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Личность – это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
26. Феномен режиссуры в художественной культуре ХХ в. (театр, кино)
Режиссура – вид творческой деятельности, которую осуществляет режиссёр театра или кино. Режиссёр не только является организатором процесса, но и становится автором постановки пьесы, балета, оперы, кинофильма, концертной или цирковой программы.
На первом этапе работы над постановкой режиссёр определяет своё отношение к произведению и формирует сценический вариант пьесы или сценария, который наполняет «режиссёрским» смыслом, создавая новое видение художественного произведения. Часто на этой стадии режиссёр сотрудничает с драматургом или сценаристом.
На следующем этапе режиссёр формирует постановочную труппу, выбирает актёров, вместе с техническими помощниками разрабатывает концепцию театрального действия, сценографию, постановочные моменты. Определяется кандидатура художника, композитора, художника по костюмам, если это требуется – автора песен, хормейстера, постановщика сценического движения.
В процессе подготовки постановки режиссёр контролирует работу всех членов постановочной группы и принимает активное участие в разработке декораций, определении музыкальной концепции, разработке сценического движения и пластической составляющей спектакля.
Основная задача режиссёра заключается в создании гармоничного соединения всех частей театрального процесса и их воплощении на сцене в виде единого произведения искусства, отвечающего личным представлениям режиссёра и воплощением его театрального мышления.
Начиная с древнегреческого театра и до XVII века, режиссёром постановок являлся сам драматург, а в XVIII и XIX столетии эта роль, как правило, отводилась ведущему актёру театра. Но усложнение театрального процесса, возникновение новых театральных средств и потребность в более точной разработке психологического портрета персонажей вызвало необходимость в появлении профессии режиссёра.