Выдержка из работы:
Введение
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
2.3 Особенности развития детей школьного возраста с ЗПР
Младший школьный возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется своим главным новообразованием — развитием осознанности и произвольности [3,4]: "В центре развития в школьном возрасте стоит переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти".
Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при задержке психического развития (ЗПР), составляющей, в свою очередь, основное ядро неуспеваемости младших школьников. З.Тржесоглава, описывая психические особенности детей с легкой дисфункцией мозга, являющейся основой ЗПР, указывает, что нарушения внимания отмечается у 93,3% таких детей (1986, с.29). Именно особенности развития произвольного внимания и отличия в степени его сформированности у неуспевающих младших школьников, являются основным симптомом и одной из причин, которыми учителя начальных классов объясняют неуспеваемость. В проанализированных нами характеристиках у учащихся с ЗПР из массовой школы недостатки внимания отмечаются учителями в 92% (Л.Ф.Чупров, 198) [23,c.72].
У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности у детей, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и др. Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.