Выдержка из работы:
Ведение
Проблема проникновения жаргонной лексики в медийные тексты, укрепление её позиций в центре лексической системы современного русского языка особенно часто и остро поднималась отечественными исследователями в 1990-е гг. Именно тогда, одновременно с глобальными переменами в жизни общества и страны, со сменой социально-экономического и политического уклада, произошла так называемая «разгерметизация языка», положившая начало наиболее активной тенденции в языке последних лет – его демократизации, абсолютной открытости периферийным, сниженным элементам.
Наряду с просторечиями, разговорным компонентом в тексты масс-медиа хлынула волна жаргонизмов. Экспансия жаргона в язык общества и прессы среди прочего стала предметом научного интереса В.Г. Костомарова, А.Д. Васильева, Е.А. Земской, Л.П. Крысина, Л.И. Скворцова, М.А. Грачева, М.В. Колтуновой, И.А. Стернина, Н.М. Шанского, Л.В. Рацибурской и Н.Е. Петровой, Е.И. Бегловой и многих других.
Большинство исследователей отмечали, что высокая «востребованность» жаргонизмов, главным образом, обусловлена мощными социальными изменениями, имевшими место в России на рубеже веков. «Периоды перестройки и постперестройки по своему воздействию на язык подобны революции: распад СССР, крушение тоталитарной системы вносят большие изменения в условия функционирования языка».
Глава 1. Жаргонизмы в языке СМИ
1.1. Языковые особенности современных средств массовой информации
К началу XXI столетия в языковом пространстве произошло смещение акцентов во влиянии на нормы литературного языка: нормотворческую роль вместо письменного языка художественной литературы стал выполнять язык публичных каналов массовой коммуникации, иными словами, средства массовой информации (в частности газеты).
Это связано с тем, что «влияние газеты неуклонно и чрезвычайно быстро растет, захватывая, наряду с новыми, но столь же могущественными средствами массовой коммуникации, – радио и телевидением, миллионы и миллионы людей», «современные СМИ … не только прочно вошли в повседневную жизнь, но и стали средством сильнейшего воздействия на общественное и индивидуальное сознание».
СМИ являются отражением письменной формы языка. Как известно, письменный тип текста характеризуется наиболее высоким уровнем литературной обработанности. Основной чертой публицистики, до недавнего времени, было наличие стандарта. Тем не менее, еще в начале 70-х годов прошлого века В.Г. Костомаров определял единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи, как основной стилистический принцип публицистики.