Введение
ХХI век, обещающий как вступление в антропогенную цивилизацию, так и невиданные в истории катаклизмы, кажется, еще не вступил в свои права. По крайней мере, из России мир видится достаточно серым и однообразным. Везде что-то взрывают, кто-то мелкими партиями гибнет: не на фронтах войн, а в метро, на дискотеке, в торговом центре, на рынке. Шенгенская зона как будто специально создана для того, чтобы террорист мог беспрепятственно везти свою бомбу через всю Европу. Что в этой атмосфере питает пассионарность европейцев, не на Балканах или Кавказе, где реально кровоточит, а на уютной Корсике, в цивилизованной Ирландии или демократически возродившейся Испании? Национализм в Азии и Африке чаще всего можно объяснить формирующейся государственностью или экономическими причинами. Для либеральной, демократической Европы такие объяснения недостаточны. В данной работе будет сделана попытка сформулировать как типичные, так и своеобразные мотивы пассионарности национального самосознания, основанного на исторической ущемленности, а потому протестного, преодолевающего миролюбивое стремление успокоить ситуацию, цивилизовать ее. Пассионарии-националисты не хотят стабилизации, не хотят уступок – они борются за историческую справедливость. Но пути к современной справедливости расходятся с их желанием. Поэтому они впадают в политический невроз и прибегают к экстремальным террористическим действиям, ведущим исключительно к негативным последствиям. Такова гипотеза. В первой главе работы речь идет о том, какую роль должна сыграть историческая наука в решении проблем этнического сепаратизма, какие методологические ресурсы у нее для этого есть. Вторая и третья главы сосредоточены на проблемах выявления этнической самобытности и особенностях этносепаратизма в трех разных регионах Европы.
Использованная литература
1..Бессмертный Ю.Л. "Анналы": переломный этап? // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. — М.: 1991.
2..Блок М. Апология истории, или ремесло историка. — М.: 1986.
3..Boltanski L., Thévenot L. De la justification. Les économies de la grandeur. Paris: Gallimard, 1991.// «Неприкосновенный запас», № 4(42) за 2005 г.
4.Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.Пер. с англ. П.М. Кудюкина.. М. 2007
5. Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993
6.Гуревич А. Исторический синтез и Школа "Анналов". — М.: Индрик, 1993.
7.Данн Д. Эксперимент со временем. М. 2000.
8.Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы.// "Социально-гуманитарные знания".- № 6. - 2000. - г. Москва
9.Кива А.В. Анатомия терроризма : [история терроризма, факторы развития и распространения] / А.В. Кива, В.А. Федоров // Общественные науки и современность. - 2003. - № 1. - С. 130-142. - (Глобалистика и футурология).
10.Б.В. Марков.Стратегии ориентации в постсовременности. СПб.,1996.
11.А.Ю. Семаш. Трансформация обыденного знания, или Наука в популярном изложении.// Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
12.Соин Д. Ю.Этнополитические конфликты: аналитический обзор. М., 2008.
13.Е.Э. Сурова Кроскультурность как идентификационная модель. // Studia culturae. Выпуск 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
14.Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки).М.: Росспэн, 2003.
15.Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991.
Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
Электронные ресурсы
16. http://www.europol.europa.eu
17..href="http://pegas.fep.ru/ads/adclick.php?n=ab673729&what=zone:14">