Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Современное российское общество находится в процессе значительных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений. На протяжении последних нескольких лет качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, дифференциации разных социально-экономических групп, материального благополучия, духовных ценностей и др.
Состояние развития российского общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают некоторую иерархию жизненных ценностей личности, разделяемую членами его социальной группы.
Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения соотношения научных и жизненных мотивов и ценностей у студентов старших курсов
1.1. Личность и деятельность студента в системе многоуровневой подготовки высшей школы
Под студенчеством ряд авторов (Г.П. Давидюк, В.Г. Лисовский, А.В. Петровский, Б.Г. Рубин, Ю. Штарке, и др.) понимают мобильную, социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Деятельность студента профессионально направлена. Она является формой его социальной и познавательной активности, выражения стремлений к жизненному самоопределению и самоутверждению. Главная цель вуза заключается в том, чтобы обеспечить принятие студентами общественно значимых целей обучения в качестве личностно значимых целей учения. Как справедливо указывает В.А.Якунин, цели обучения и учения чаще всего не совпадают, так как принадлежат к внешнему и внутреннему слою ценностной структуры. Изучению ценностной структуры и ценностных ориентации личности посвящены работы многих отечественных философов, социологов и психологов (Б.Г.Ананьев, К.Д.Давыдова, А.Г.Здравомыслов, Н.В.Кузьмина, Д.А..Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.Б.Ольшанский, А.В.Петровекий, М.Г. Рогов, Р.Х.Шакуров, В.А..Ядов и др.). И.М.Попова отмечает, что целесообразно связать мотивацию с ценностным характером регуляции человеческой деятельности. Мотивация при этом выступает как «динамическая сторона ценностной ориентации». Б.Ф.Ломов (1984) под мотивацией понимает психологическую систему «мотив - цель» - направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности. Как подчеркивает Д.А.Леонтьев (1992), «ценностные ориентации как предмет психологического исследования... занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой».
Анализируя источники, мы пришли к выводу, что в основании как мотивов, так и удовлетворенности деятельностью, различными авторами ставятся побуждения, потребности, установки, свойства личности, оценки. Нередко удовлетворенность выступает в качестве стимула деятельности, её мотива. Как следствие, существует связь удовлетворенности выполняемой деятельностью и мотивации к ней. Соотнесение внешних факторов деятельности с внутренними ожиданиями субъекта приводит к возникновению состояния удовлетворенности или неудовлетворенности. В свою очередь, это новое состояние детерминирует дальнейшую активность и, в конце концов, изменяет мотивацию деятельности.