Выдержка из работы:
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ 1 «Стилистика и культура речи»
Фамилия, инициалы ___________________________ Группа ______
Задание 1: проставить и назвать варианты ударения (общий / профессиональный; смысловые, стилистические, равноправные).
Языковой – языковый
Иначе – иначе
Компас – компас
Баловать – баловать
Задание 2. Определить тип лексики: нейтральная; книжная (термины, профессионализмы, канцеляризмы, поэтизмы); разговорная (собственно разговорная; просторечная и грубо-просторечная; жаргонизмы; диалектизмы).
Беспорядок – хаос – нарушение порядка – ералаш – кавардак.
Нельзя – запрещено – запретно – ни-ни.
Мать – мамочка – маманя – родительница – матушка
Задание 3.Определите значение слова легкий в следующих строках А.С.Пушкина:
Шум, споры, легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном.
Задание 4: составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы.
Выдержка, класс. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 5: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).
Ушко иголочки, заря жизни, зал аплодировал, корень зла, первая ракетка мира,
замораживание цен, повесьте меня без номерка, влиятельное лицо.
Задание 6: определить род имен существительных.
Врач, героизм, умница, жертва, забияка, бремя, профессор, плакса, невежда, пламя, свинья
Задание 7: определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Атташе, интервью, маэстро, авеню, крупье, визави, кенгуру, коммюнике, кофе, сулугуни,
импресарио, леди.
Задание 8. Определите, какое из слов: кулак, мягкий, столярный является многозначным и покажите это на примерах.
_________________________________________________________________________
Задание 9: просклонять числительные:
Им. двести тридцать шесть сорок полтора дома
Род.
Дат.
Вин.
Твор.
Пред.
Задание 10: указать разряд прилагательных по значению:
школьный – смешной – птичий –
Задание 11: В чем состоит различие между следующими глагольными формами:
Полоскает – полощет, махает – машет, мурлыкает – мурлычет, плескает – плещет, рыскает
– рыщет, кудахтает – кудахчет. __________________________________________________
Задание 12. Определить тип синтаксической ошибки и исправить текст
Зайдя в автобус, в него на следующей остановке вошли контролеры___________________________________________________________________
Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие ____________________________________
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ 2 «Русский язык и культура речи»
Фамилия, инициалы ___________________________ Группа _______
Задание 1: проставить и назвать варианты ударения (общий / профессиональный; смысловые, стилистические, равноправные)
Бронированный – бронированный
Одновременный – одновременный
Астроном – астроном
Договор – договор
Задание 2. Указать тип лексической ошибки и исправить ее.
Иванов сделал решение вернуться в Москву._____________________________
Мы гонимся в погоне за богатством.____________________________________
Традиция вновь стала возрождаться. ___________________________________
Задание 3.Определите значение слова легкий в следующих строках А.С.Пушкина:
Еще Мария сладко дышит,
Дремой объятая, и слышит
Сквозь легкий сон, что кто-то к ней
Вошел.
Задание 4: составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы.
Мир, нота. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 5: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).
Читать Блока, уколоть самолюбие, идут голубые береты, мягкий характер, шелк кожи,
завоевать золото, чайник вскипел.
Задание 6. Определите, какое из слов: земля, мир, солома является многозначным и покажите это на примерах.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 7: определить род имен существительных.
Судья, пройдоха, инспектор, ворона, дитя, невежа, учитель, псалтырь, тюль, шампунь, вуз
Задание 8: определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Буржуа, денди, конферансье, купе, фрау, протеже, колибри, иваси, авто, салями, кашне, бра.
Задание 9: просклонять числительные:
Им. шестьсот пятьдесят два девяносто полтораста
Род.
Дат.
Вин.
Твор.
Пред.
Задание 10: указать разряд прилагательных по значению:
вчерашний – кошачий – гладкий –
Задание 11 : образуйте, если это возможно, формы 1-го лица ед. числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями.
Плескать – нагибать – убедить – брызгать – звонить –
пылесосить – мучить – лечь – дерзить –
Задание 12: определить тип синтаксической ошибки и исправить текст
Устав после занятий, мне не читалось________________________________________
В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. ________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ 3 «Стилистика и культура речи»
Фамилия, инициалы ___________________________ Группа _______
Задание 1: проставить и назвать варианты ударения (общий / профессиональный; смысловые, стилистические, равноправные).
Броня – броня
Добыча – добыча
Творог – творог
Петля – петля
Задание 2: Исправить лексическую ошибку.
Многие животные зимой бросаются в спячку._____________________________
Студентам представлены все условия для занятий. ________________________
На костре лучшие люди села. ____________________
Задание 3.Определите значение слова легкий в следующих строках А.С.Пушкина:
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
Задание 4: составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы.
Среда, язык. __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 5: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).
Только слышно–по улице где-то одинокая бродит гармонь, задушили долги, голые факты,
класс отсутствовал на уроке, плакала береза, завоевать серебро, вода бежит, взрыв эмоций
Задание 6. Определите, какое из слов: коса, язык, сковорода является многозначным и покажите это на примерах.
_____________________________________________________________________________
Задание 7: определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Боржоми, бистро, ателье, бра, гетто, денди, досье, какаду, какао, пенсне, портье, протеже.
Задание 8: определить род имен существительных.
Писатель, молодежь, менеджер, ансамбль, забияка, шляпа, племя, молодчина, ложь, врач
Задание 9: просклонять числительные:
Им. пятьсот семьдесят три сто полторы комнаты
Род.
Дат.
Вин.
Твор.
Пред.
Задание 10: указать разряд прилагательных по значению:
милый – золотой – птичий –
Задание 11: Образуйте все возможные степени сравнения имен прилагательных.
Богатый –
Сладкий –
Плохой –
Задание 12 определить тип синтаксической ошибки и исправить текст
Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Устав после занятий, мне не читалось_____________________________________________
_________________________________________________________________________
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ 4 «Стилистика и культура речи»
Фамилия, инициалы ___________________________ Группа _______
Задание 1: проставить и назвать варианты ударения (общий / профессиональный; смысловые, стилистические, равноправные).
Атомный – атомный
Языковый – языковой
Одновременный – одновременный
Баловать – баловать
Задание 2. Исправьте лексическую ошибку.
Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь купеческой семьи. -
Многие животные зимой бросаются в спячку. -
Заглавный для судьбы шаг – выбор профессии. -
Вечер, посвященный Высоцкому, состоится в субботу утром. –
Задание 3.Определите значение слова легкий в следующих строках А.С.Пушкина:
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?
Задание 4: составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы.
Мотив, наряд ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 5: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).
Кремль отдал распоряжение, потолок скорости, шепот листвы, парламент высказался,
подавать на серебре, вода бежит, стальные нервы, Дума ушла в зимнюю спячку.
Задание 6. Определите, какое из слов: мягкий, слесарный, ключ является многозначным и покажите это на примерах.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 7: определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Резюме, салями, фламинго, фрау, цеце, шасси, шоу, бра, кофе, шимпанзе, кольраби, авеню
Задание 8: определить род имен существительных.
Мяч, братишка, грач, щавель, время, белоручка, тюль, критик, бродяга, языковед, археолог, мозоль
Задание 9: просклонять числительные:
Им. семьсот сорок два двадцать четыре двести
Род.
Дат.
Вин.
Твор.
Пред.
Задание 10: указать разряд прилагательных по значению:
стиральный – воспитанный – медвежий –
Задание 11: Образуйте все возможные степени сравнения имен прилагательных.
Горький –
Грубый –
Мягкий –
Задание 12. Определить тип синтаксической ошибки и исправить текст
Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей._______________
___________________________________________________________________________
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. ___________
________________________________________________________________________