Содержание:
Научные основы бизнеса и менеджмента
1. Особенности развития российской модели экономики. Перспективы развития экономики России в современном мире.
2. Свойства и элементы российской модели воспроизводства. Эффекты балансировки воспроизводственных диспропорций.
3. Национальные интересы и классификация угроз экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
4. Бюджет как социально-экономическая категория, характеристика бюджета. Дефицит и профицит. Источники покрытия дефицита.
5. Налоговая система государства – содержание и роль в социально-экономическом развитии страны. Налоговая реформа в России.
6. Налоговая политика государства – содержание, роль в системе государственного регулирования экономики.
7. Эффекты, снижающие эффективность бюджетно-налоговой политики. Способы их минимизации.
8. Сектор формирования и развития человеческого капитала в России.
9. Макроэкономическая политика стабилизации, ее виды и уровни. Сценарии макроэкономической стабилизации.
10. Эффективность экономической политики государства, способы ее повышения в современной России.
11. Управление социально-экономическими системами (организациям). Инфраструктура менеджмента.
12. Моделирование ситуаций и разработка решений.
13. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
14. Руководство, власть и партнерство.
15. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка.
Блок «Менеджмент и маркетинг»
1. Основные функции управления организацией.
2. Задачи управленческой деятельности.
3. Требования и методы принятия управленческих решений.
4. Структура, управление и типы коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации.
5. Субъекты маркетинга и их функции. Объекты маркетинга и их особенности.
6. Понятие организационной культуры.
7. Сущность и функции управления.
8. Функции и основные проблемы маркетинга. Сущность и принципы маркетинга.
9. Критерии классификации и разновидности маркетинговых стратегий.
10. Экспресс-диагностика состояния организации.
11. Общие принципы корпоративного управления. Структура и функции Совета директоров корпорации. Корпоративные слияния и поглощения.
12. Типология организаций и модели организационных различий. Основные схемы мотивации сотрудников в современной организации.
13. Управление инновациями в организации.
14. Формирование и использование интеллектуального капитала.
15. Общие цели и задачи формирования стратегии развития. Основные направления стратегического анализа. Типовой инструментарий поддержки принятия стратегических решений. Матрицы стратегического анализа.
16. Разработка стратегической концепции. Учет потенциалов и рисков. Реализация стратегии и контроль. Адаптация организационной структуры к стратегии развития.
17. Основные направления политики организации в области развития человеческих ресурсов.
18. Кадровая политика организации. Виды контроля за реализацией кадровой политики.
19. Основные этапы отбора персонала. Внутренние и внешние источники набора (найма) персонала, их эффективность.
20. Финансовый менеджмент: содержание и принципы организации. Финансовая стратегия как составная часть конкурентной стратегии предприятия.
Блок А. Специализированные дисциплины по направлению «Антикризисное управление»
1. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения.
2. Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
4. Антикризисное управление на различных этапах жизненного цикла организации.
5. Разработка стратегии по выводу организации неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса.
6. Арбитражный управляющий: типы, права и обязанности.
7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: принципы деятельности, функции, особенности функционирования в РФ.
8. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии.
9. Финансовая политика неплатежеспособного предприятия.
10. Антикризисная инвестиционная политика.
11. Банкротство как метод структурной реорганизации экономики.
12. Организационно-производственный менеджмент в неплатежеспособной организации.
13. Политика управления персоналом в условиях антикризисного управления.
14. Неплатежеспособность предприятия: сущность, виды, методы диагностики.
15. Особенности управления активами неплатежеспособного предприятия.
16. Бизнес-план финансового оздоровления: содержание, структура, методика составления.
17. Особенности банкротства градообразующей организации.
18. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций.
19. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
20. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
21. Банкротство субъектов естественных монополий.
22. Регулирование банкротства гражданина. Банкротство индивидуального предпринимателя. Особенности банкротства ликвидируемого должника. Банкротство отсутствующего должника.
23. Антикризисный PR: понятие, виды и принципы.
24. Этапы антикризисного PR и их содержание.
25. Типовой план антикризисного PR.
26. Организационные аспекты антикризисного PR: ответственные лица, структуры и планирование.
27. Антикризисный PR в процедурах банкротства: содержательные и финансовые аспекты.
28. Сущность и содержание антикризисного управления за рубежом.
29. Регулирование отношений несостоятельности в зарубежной практике.
30. Опыт реализации процедур банкротства в некоторых зарубежных странах.
31. Международные подходы к трансграничной несостоятельности.
Выдержка из работы:
Научные основы бизнеса и менеджмента
1. Особенности развития российской модели экономики. Перспективы развития экономики России в современном мире.
Российская модель экономики имеет следующие основ¬ные черты:
- союз крупного бизнеса и государства привел к гос¬подству в экономике и обществе бизнес-групп, мо¬нопольно контролирующих самые выгодные рынки;
- номенклатурное предпринимательство — участие чиновников в той или иной форме в коммерческой дея¬тельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;
- нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур с целью зак¬рытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружествен¬ных» фирм и т.д.;
- неравные условия конкуренции — как следствие не¬рыночного монополизма и номенклатурного предприни¬мательства — подрывают стимулы к инвестициям и тех¬нологическим инновациям;
- высокая соци¬альная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным пред¬принимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособ¬ность профсоюзов отстаивать интересы наемных ра¬ботников);
- значительные масштабы теневой экономики и уни¬версальный характер неформальной хозяйственной дея¬тельности. В сложившейся в России системе теневая эко¬номика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высо¬кое налогообложение и т.д. Неэффективность государст¬венных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства.
Преодоление этих недостатков достижимо на пути про¬должения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры». К необходимым перспективам развития экономики страны относится изменение структуры выпускаемой продукции, структуры экспорта и импорта, повышение доли производства с высокой степенью вторичной обработки, устранение полярной дифференциации в социальном положении наиболее бедных и богатых групп граждан.
Блок А. Специализированные дисциплины по направлению «Антикризисное управление»
1. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в соци¬ально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и по¬следствиям, но и по самой своей сути. Разветвленная клас¬сификация кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими.
Существуют общие и локальные кризисы: общие кризи¬сы охватывают всю социально-экономическую систему, локаль¬ные — только часть ее. По проблематике кризиса можно вы¬делить макро- и микрокризисы: макрокризису присущи до¬вольно большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
По структуре отношений в социально-экономической сис¬теме, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, орга¬низационных, психологических, технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельно¬го предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реали¬зации товаров, взаимоотношений экономических агентов, кри¬зисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкрот¬ства и пр.
В группе экономических кризисов отдельно можно выде¬лить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможно¬стях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономичес¬ких процессов.
Социальные кризисы возникают при обострении проти¬воречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, проф¬союзов и предпринимателей, работников различных профес¬сий, персонала и менеджеров и др. Особое положение в груп¬пе социальных кризисов занимает политический кризис — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения фун¬кций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.