Выдержка из работы:
Введение
Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия (и слова) с тем, чему его обучают.
Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом.
Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что, прежде чем начать рисовать, строить, ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только «слушают» указания, но и «слышат», руководствуются ими в своей работе.
Изучение научной литературы показывает, что в определении понятия «самоконтроль» ученые отталкиваются от разных целей и задач, рассматривая данный феномен в плоскости своего исследования и в рамках конкретного научного подхода. Одни авторы используют широкое понимание самоконтроля, включающее, кроме основного процесса сличения, процессы планирования, управления, регулирования и коррекции (Н.И. Кувшинов, А.С. Лында, Дж. Сели, Г.А. Собиева, Я.И. Цурковский и др.), другие – узкое: как процесса установления степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей (Г.С. Никифоров, В.В. Чебышева и др.). В то же время самоконтроль с позиции становления и развития в онтогенезе до настоящего момента недостаточно рассмотрена.
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития самоконтроля в онтогенезе
1.1 Определение понятия «самоконтроль»
Самоконтроль – явление многогранное. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению понятия самоконтроля (Б.Г. Ананьев, А.Я. Арет, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И.Божович, Е.П. Бочарова, Т.И. Гавакова, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С.Лында, А.К. Маркова, Г.С. Никифоров, Г.А. Собиева, Н.Ф.Талызина, В.В.Чебышева и др.). Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как личностное качество, другие считают самоконтроль важнейшим компонентом в системе саморегуляции. Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности [3].
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс [11].