Выдержка из работы:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 1. Сравните между собой следующие слова, охарактеризовав их семантическую структуру. Какими сомами различаются их значения?
А) Голова («часть тела») Голова («умный, сообразительный человек»; б) идти - ехать: в) красивый - пригожий.
Задание № 2. Установите тип оппозиций в зависимости от характера соотношения семантических компонентов (эквивалентная, привативная, эквиполентная).
Орфография — правописание, спешить - торопиться, поместить -разместить, вышеупомянутый - вышеуказанный, представить -предоставить, брак (супружество) - брак (дефект), друг - товарищ, молодой - пожилой, земля (почва) - земля (территория), здоровая (девочка) - здоровая (идея), дача (показаний) - дача (загородный дом), предложение (товара) — предложение (синтаксическая единица).
Задание № 3. Используя классификацию В.В. Виноградова (см.: Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189) и толковые словари, определите типы значения выделенных слов в приведенных контекстах.
1. Во дворе стояла пустая бочка. 2. Опять мечты, опять любовь в пустой груди бунтуют на просторе (Л.). 3. Машинист закрыл клапан, и поезд начал резко тормозить. 4. Ему заменили клапан сердца. 5. На пиджаке сделали фигурный клапан. 6. «Не тормози! Съешь сникерс-сни!» (Из рекламы). 7. Одна дама рассказывала, как однажды, когда она была девочкой, они ехали с мамой в трамвае, и об одном сидевшем впереди старике мама прошептала, что это Толстой... Трамвай шел по теперешней Кропоткина - по тогдашней Пречистенке. Вдруг старик встал, чтобы выйти из трамвая. И дама говорит: «Пока он шел к выходу, весь трамвай стоял» (Ол.). 8. «Все! Дело в шляпе\» - прокричал мужичок, явно довольный собой. 9. Если б он шал, какую роковую судьбу готовит ему эта соломенная шляпка, в которую он так опрометчиво влюбился. 10. «Ну и шляпа же ты! Такое дело прошляпил\» - недовольно пробормотал отец.
Задание № 4. Из приведенных ниже слов выделите те, которые имеют коннотативное значение. Укажите, какой добавочный опенок в них выражен.
Будущее, грядущее, восторг, восхищение, упоение, экстаз, высокомерный, чванливый, солдат, воин, вояка, лентяй, волынщик, просьба, ходатайство, отклик, резонанс, гулять, шляться.
Задание № 5. Определите тип парадигматических отношений в следующих группах слов (синонимия, антонимия, конверсия, энантиосемия, паронимия).
Отдавать - брать; бережное - бережливое, запустить («начать») - запустить («завалить»), нормативное - нормированное, пугать -бояться, возражать - противоречить, представить - предоставить, завести («привести куда-л. ненадолго») завести («увести далеко или не туда, куда нужно»), серебристый серебряный, одолжить («дать в долг») - одолжить («взять в долг), предшественник - последователь.
Задание № 6. Обращаясь к словарю синонимов, определите доминанту синонимических рядов; при помощи метода компонентного анализа разграничьте значения синонимов. Укажите типы синонимов.
1) Накричать, поругать, отругать, побранить, пожурить.
заругать, взгреть, пропесочить, отчихвостить.
2) Настоящий, подлинный. истинный. действительный,
доподлинный, оригинальный, аутентичный, аутентический.
Задание № 7. Используя словари, выстройте цепочки слов, в которых крайние звенья будут предложенными антонимамиj а соседние -синонимами, например: легкий (простой, пустяковый) - нетрудный -средней трудности - нелегкий -трудный (сложный).
1) Любовь - ненависть; 2) темный - светлый, 3) ближний - дальний.
Задание № 8. Опираясь на словари, разграничьте значения паронимов
в следующих группах; установителе какими из предложенных в скобках
слов они могут сочетаться.
1) Дружеский//дружественный // дружный (обед, договор, команда. совет, внимание, труд);
2) Выплатить// заплатить// оплатить (деньги, взносы, проезд,
работникам, строителям, командированному, деньгами, добром, за
проезд, за ошибки, по счетчику, по счету, по квитанции);
3) Гарантийный//гарантированный (кредит, доход, займ, оклад,
ремонт, обязательство, работа, старость, письмо, договор);
4) Единичный // единственный // единый (план, исполнитель, случай,
администратор, площадь, проявление, рецидив, система, факт, мнение
билет, норма, программа, гарантия).
Задание № 9. Пользуясь словарями, укажите, какие имеются в современном русском языке слова, омонимичные приводимым ниже; определите их значение и тип.
Старожил, пари, паспорта, изморозь, копий, заставить, такса, полки, отработать, пересмотреть.
Задание № 10. Нижеприведенные слова распределите по возможным лексическим парадигмам (семантическим полям, тематическим группам и лексико-семантическим группам).
Друг, товарищ, враг, верный, хороший, мой, недруг, близкий. настоящий, старый, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель. закадычный, лучший, любимый, он, собака, большой, вечный, в нужде, волк. давний, далекий. девушка, детство, добрый, дорога, единственный, желанный, женщина, любовь, мальчик, милый, Мишка, муж:, навсегда, не верится. общий, откровенный, первый, плохой, подруга, предатель. сердечный, сестра, собака - друг человека, честный.
Задание 11. Из приведенных ниже предложений выпишите устаревшие слова. Какие из них являются историзмами, а какие архаизмами (определите вид архаизма).
/. Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?» (П.).
2. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, „ Глаголом жги сердца людей (П.).
3. От хладного разврата света
Еще увянуть не успев,
Его душа была согрета Приветом друга, лаской дев (П.).
Задание № 12. Используя этимологический словарь, определите, какие из приведенных ниже слов являются исконно русскими, а какие заимствованными (укажите язык-источник).
Арфа, факел, алиби, кюре, какаду, единство, младенец, боа, ягненок, урод, стол, ложка, брат, трава, пещера, герцог, хетты, молочник, вожак, сундук, башлык, кот, мать, волк, бык, плакат, бювар, фарисеи. хаос, экипаж, барабан, эссе, летчик, лес, трава, басня, сарафан.
Задание № 13. Приведите по пять примеров из газет, журналов, художественных произведений и т.д. с неологизмами и окказионализмами, экзотизмами и варваризмами. Укажите значение этих лексических единиц, способ образование и тип.
Задание № 14. Опираясь на классификацию В.В. Виноградова и словари, определите значение и тип предложенных фразеологических единиц:
Безысходная скорбь, бить баклуши, брать быка ;а рога, вверх тормашками, держать камень за пазухой, железный характер, класть зубы на полку, сидеть на бобах, чревато последствиями, витать в облаках, взять за бока, золотой характер, кровь с молоком, первый блин комом, собаку съесть, стреляный воробей, подлить масло в огонь, преклонный возраст, уйти в свою скорлупу, золотые руки.