Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Современный ребенок более активен и успешен. Его познавательная активность появляется и проявляется от внешних впечатлений от взаимодействия с окружающей его действительностью и избирательной направленностью на неё.
Увеличивающееся с каждым годом внимание современной дошкольной психологии и педагогики к вопросам развития познавательной активности обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Ежедневные изменения в окружающей действительности требуют от педагогов развитие новых универсальных способностей у детей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
В последнее десятилетие работу педагогов практиков в развитии познавательной активности регулируют Закон об образовании РФ, ФГТ (2009г.), ФГОС ДО (2013г.) и др. законодательные документы.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает развитие познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности и регулирует требования к программе ДО в обеспечении развития личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.А. Куликова, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков) показывают, что в дошкольном возрасте познавательная активность проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.
...............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности детей, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности детей.
Однако среди авторов [6, 17, 21, 33, 36] нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности, как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности, как свойство или качество личности.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации. [4, 9, 30]
Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения. [9] В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента.
...........