Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности организации экспериментирования в процессе познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в активной личности, способной к самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (Е.Н. Герасимова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, И.Э. Куликовская, З.А. Михайлова, А.Н. Поддьяков, Н.Б. Шумакова, и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной деятельности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков). В дальнейшем эти идеи были высказаны другими авторами ( Т.И.Гризик, Т.И.Ерофеевой, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной). В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. [46,51] Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Особенности развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту у детей уже достаточно развиты познавательные процессы, чтобы получать и классифицировать информацию, анализировать и обобщать ее, а так же применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. В развитии познавательной деятельности дошкольников происходит развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, мышление, память, воображение. В процессе обучения педагог должен формировать познавательную активность.
Как указывает Р.С. Немов: «У старших дошкольников познавательный интерес находится на максимально высоком уровне. Но это не значит, что процесс познания будет проходить самостоятельно, необходима помощь педагогов для более эффективного результата. [40]:
Наличие интереса характеризуется обострением внимания, проявлением умственной активности, потребностью личности заниматься этой деятельностью. Чтобы вызвать интерес к какой- либо деятельности или предмету, необходимы три момента, на которые указывает Л.А.Венгер [4]:
1. Положительные эмоции относительно этого предмета или деятельности.
2. Желание познавать этот предмет, радость познания.
3. Наличие мотива к этой деятельности самой по себе.
.........