Выдержка из работы:
Введение
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что у детей старшего дошкольного с нарушением речи чаще всего страдает фонетико-фонематическая сторона речи. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, а у детей, страдающих недоразвитием фонематического слуха, наблюдается дисграфия и дислексия (нарушения письма и чтения). В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие [64].
Отставание в развитии фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические умения звукового состава слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Старший дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов фонематического восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х. Швачкин).............
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1 Онтогенетические аспекты становления фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста
С первых дней жизни человека окружает множество звуков: речь близких людей, шум воды, ветра, дождя, лай собак, сигналы машин и др. Сначала эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь друг с другом. Затем малыш начинает реагировать на голос мамы, на звук погремушки. Так начинает формироваться слуховое внимание.
В устной речи главную смысловую нагрузку несут фонемы. Они являются основными элементами фонетической системы языка. Для понимания речи окружающих надо соотносить каждое слово с определенным содержанием (предметом, явлением). Эта соотнесённость требует подробной соотнесённости отдельных звуков слова - фонем. Формирование слухоречевых восприятий ребёнка в конечном итоге приводит к осмыслению каждой фонемы, как смыслоразличительной единицы слова.
Умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека. Особенно важно сосредотачиваться на речевых звуках, не только слушать, но и слышать речь взрослых, т. е. развивать фонематическое восприятие. Оно является основой умений различать звуки речи, чисто их произносить, отчетливо выговаривать слова, выразительно их говорить. Сформированность данных процессов является важной составляющей будущей грамотности ребенка, правильного письма и чтения.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает и невозможным полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.
............