Выдержка из работы:
Введение
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.
Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И. В. Добряков, Г. Г. Лидерс, Г. Г. Кравцов, Р. В. Овчарова, И. А. Хоменко, Г. Г. Филиппова, Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова и др.).
По данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (Т. В. Андреева, 2005). На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.
...........
Глава 1. Теоретические основы исследования организации психолого-педагогической работы с семьями с дисгармоничными стилями воспитания
1.1. Изучение гармоничных и дисгармоничных стилей воспитания в отечественной и зарубежной психологии
Стиль (гр. Stylos – палочка для письма) – приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.
Существует множество теорий и концепций, связанных с особенностями семейного воспитания. Одной из них является «психогенная теория истории детства», сформулированная американским психологом Л. Демозом. Главный предмет этой теории – отношение родителей к детям. «Центральная сила исторического изменения, - пишет он, - не техника и не экономика, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействия сменяющих друг друга поколений родителей и детей». Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений [37, с. 86].
Существуют различные классификации стилей родительского воспитания, среди них выделяются гармоничные и дисгармоничные стили.
Гармоничные стили можно охарактеризовать двумя основными особенностями - взаимоприятием ребенка и родителей и взаимоориентацией, в то время как дисгармоничные стили могут характеризоваться различными отклонениями - эмоциональной отстраненность, безразличием, гиперопекой, попустительством, авторитаризмом и т.д.
...........