Выдержка из работы:
Введение
Ситуация в образовании второго десятилетия XXI века характеризуется динамичными социально-экономическими изменениями, когда существенно возрастает, с одной стороны, скорость старения знаний, а с другой - необходимость их обновления. Процесс модернизации образования тесно связан с реализацией широкого спектра проблем обновления целей, достижения нового качества, эффективности и результативности образования.
Нет сомнений, что в современном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Там, где его место занимают профессионально не подготовленные люди, страдают, прежде всего, дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались такие люди, которые интеллектуально и морально были бы готовы к работе с детьми. А если только творчески развитый учитель может воспитать такого же ученика, то особое внимание следует уделять активизации профессионального и личного самоопределения педагога, его саморазвития, а также развития его профессионального и творческого потенциалов.
Одной из ключевых задач современных образовательных реформ во всем мире является создание условий для профессионального развития учителей. В начале XXI века мировое сообщество поняло, что учительство - это не только «переменная величина», которая необходима для успешного реформирования образовательных систем, но и «наиболее выдающийся носитель перемен» в реализации реформ. Эта двойная роль учителей в образовательных реформах - быть субъектом и объектом реформ - делает профессиональное развитие учителей зоной вызова и усиленного научно-практического интереса со стороны теоретиков и практиков образования.
.............
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления профессиональным развитием педагогического коллектива образовательного учреждения
1.1. Современные тенденции и подходы к изучению проблемы профессионального развития педагогов
Для обозначения профессионального развития учителей в мировой научной литературе используются различные термины, в частности, развитие учителя (teacher development), развитие карьеры (career development), развитие персонала (staff development), развитие человеческих ресурсов (human resource development), профессиональное развитие (professional development), непрерывное образование (continuing education), образование на протяжении жизни (lifelong learning) и другие . В связи с тем, что содержание этих терминов частично совпадает, они толкуются авторами по-разному. В широком смысле понятие «профессиональное развитие» отражает развитие человека в его профессиональной роли. В более конкретизированных толкованиях профессиональное развитие учителя определяется как рост его профессиональных достижений в результате накопления практического опыта и систематического пересмотра собственного преподавания.
Такое определение внес в научный оборот А. Глеттхорн , и оно стало базовым в конце прошлого века. Уже тогда ученые отмечали, что профессиональное развитие включает формальный опыт, получается учителем путем наставничества, посещения профессиональных семинаров, мастерских и т.д., а также неформальный опыт, такой, как чтение профессиональной литературы, просмотр педагогических передач и др. Согласно этой концепции профессиональное развитие учителей является более широким понятием, чем карьерное развитие, что происходит «в результате движения учителя по карьерной лестнице в профессии», а также шире понятия развития персонала, которое, по определению А. Глеттхорна, включает «обеспечение учителей организованными программами повышение квалификации» .
..........