Выдержка из работы:
Введение
Тема этого дипломного исследования – «Образ Льва Толстого в публицистике и эсссеистике Ивана Бунина». Актуальность выбора этой темы обусловлена несколькими причинами.
Тема восприятия Л.Н. Толстого И. Буниным представляет большой исследовательский интерес как для понимания творчества Толстого, так и для понимания творчества Бунина. Во-первых, бунинское восприятие Толстого постепенно изменялось на протяжении всей жизни писателя, и, как считает, например, исследователь Е.Р. Пономарев, позволяет выделить нечто такое в личности и творчестве Толстого, его мировоззрении, что до Бунина оставалось незамеченным или вовсе не понятым .
Во-вторых, во многом непривычное обращение Бунина к Толстому делает возможным глубже понять творчество самого Бунина. Толстой являлся личностью для подражания и поклонения для Бунина на протяжении всей его жизни, образцом духовности и писательского таланта. Такое отношение писателя к своему гениальному предшественнику раскрывает многие аспекты литературного самосознания Бунина, его понимания своего места в русской литературе. Это, в свою очередь, делает возможным по иному оценивать его творчество - как некую проекцию творчества Толстого на литературный процесс XX столетия, продолжение его художественных традиций и переосмысление его наследия .
........
Глава 1. Восприятие творчества и личности Л.Н. Толстого И. А. Буниным
1.1. Образ Толстого в публицистике Бунина
Л. Н. Толстой – это писатель, который произвел на И. Бунина неизгладимое впечатление еще в детском возрасте. В юности Бунин пережил увлечение толстовством, во время которого он впервые лично встретился с Толстым. Подробности этой встречи он описал в своем дневнике:
«Из-за нее быстро, с неуклюжей ловкостью выдергивает ноги, выныривает... кто-то большой, седобородый, слегка как будто кривоногий, в широкой, мешковато сшитой блузе из серой бумазеи... Быстрый, легкий, страшный, остроглазый, с насупленными бровями. И быстро идет прямо на меня, быстро (и немного приседая) подходит ко мне, протягивает, вернее ладонью вверх бросает большую руку, забирает в нее всю мою, мягко жмет и неожиданно улыбается очаровательной улыбкой, ласковой и какой-то вместе с тем горестной, даже как бы слегка жалостной, и я вижу, что эти маленькие серо-голубые глаза вовсе не страшные и не острые, а только по звериному зоркие...» Как мы можем видеть здесь, молодой Бунин особое внимание в изображении Толстого уделяет портретным элементам, и через внешность описывает и некоторые внутренние свойства Толстого, которые молодой писатель тогда увидел. Образ создается при помощи описание походки, мимики, жестов, улыбки и особое внимание уделяется глазам. Бунин подчеркивает здесь некую «звериную» сущность Толстого, это дневниковое описание чем-то напоминает здесь медведя. Эта первая встреча произвела на Бунина большое впечатление.
Как пишет исследователь творчества И. Бунина О.М. Петриашвили, на склоне лет, оглядываясь в прошлое и подводя своеобразный итог творческой деятельности, Бунин пишет эссе «Освобождение Толстого». В 1937 году в Париже в результате многолетней работы появилось это необыкновенное произведение о великом русском писателе и мыслителе, сплав воспоминаний, философских раздумий, художественных наблюдений. «Освобождение Толстого» стало художественно-этическим трактатом, в котором подводились итоги жизни, это и своего рода реквиемом по художнику, по философу, выразившему трагедию творца вообще и самого писателя в частности.
........