Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Колоративная лексика в прозе Бунина (Цветопись в прозе Бунина)
Введение
Слово, обозначающее цвет или цветовой оттенок, как и всякое другое, выступает феноменом культурной информации. Оно несет в себе отпечаток мифологического знания народа, обладает широкими связями с разнообразными « чужими»( интертекстуальными) текстами, соотносится с несколькими лексико – семантическими вариантами. Не случайно, авторы многих художественных произведений, прибегая к цветописи, определяют этим свое писательское кредо, наполняя колоративную лексику неким эстетическим, эмоциональным, социо – культурным и мировоззренческим смыслом. Не исключение и Иван Алексеевич Бунин, световые и цветовые характеристики которого, являются отличительной чертой его творчества.
Следовательно, объектом исследования в данной работе является лингвистика цвета, а предметом –колоративная лексика в прозе И. А. Бунина.
§2.2. Роль цветописи в рассказе И. А. Бунина « Темные аллеи»
В предыдущем параграфе мы поговорили о семантике «темного» в исследуемом цикле И. А. Бунина, однако это не единственный цвет, который он брал для создания образов в своих рассказах. Так, целая палитра цветов открывается в заглавном произведении цикла « Темные аллеи», к анализу которого мы и приступим.
Так, замечает Мещерякова О.А., в рассказе «Темные аллеи» признаковое слово заглавия открывает целый ряд цвето- и светообозначений: черными (ко¬леями), темноликий (мужик), смоляной (бородой), серой (шинели), чернобровый (старик-военный), (с) белыми (усами, ба-. кенбардами), золотистый (образ), (печь) белела, пегими (попонами), бледной (ру¬кой), седые (волосы), (с) темными (гла¬зами), темноволосая, чернобровая (жен¬щина).[29, С. 55]. В другом своем исследовании она добавляет, что роль свето- и цветономинаций не ограничивается лишь «живописани¬ем», она гораздо значительнее: элементы этого ряда выступают в качестве фокуси¬рующего компонента художественного произведения. Если учесть, что пове¬ствование ведется от 3-го лица, то в «цветовом» изображении главных персо¬нажей можно увидеть совмещение сен¬сорной, оценочной и психологической точек зрения автора [ 31, С. 294].