Выдержка из работы:
Введение
Конец XX – начало XXI вв. ознаменовались большим количеством крупномасштабных катастроф природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов, террористических актов, в которых пострадали сотни тысяч человек.
Проблема экстремальных событий подобного рода состоит в том, что они приводят не только к значительным человеческим, медицинским и экономическим потерям, но и к росту социального напряжения в обществе, вызванного неспособностью людей не только противостоять подобного рода событиям, но и неумением преодолевать их последствия.
В этой связи в последние десятилетия она питает активный научный и общественный интерес, выражающийся в появлении большого количества научных исследований и публикаций, художественной литературы, фильмов, в которых предпринимаются попытки воспринять и объяснить подобные явления.
Важнейшим аспектом проблемы чрезвычайных и экстремальных условий является также возникновение различного рода соматических нарушений, психической дезадаптации, дезинтеграции социальной сферы, возникающих у лиц, в них побывавших. К таковым относятся, прежде всего, личный состав служб, предназначенных для борьбы с чрезвычайными ситуациями, ликвидаторы аварий и катастроф, сотрудники системы внутренних дел и вооруженных сил.
В исследованиях последних лет широко используются термины «переживание психотравмы», «посттравматический стресс», «боевой стресс» и др.
............
Глава 1. Теоретическое изучение психопатологических проявлений у лиц, участвовавших в боевых действиях
1.1 Характеристика условий службы и участия в боевых действиях
Любой вид деятельности неизбежно оказывает влияние на личность человека, ее выполняющую. В русле этой проблемы в начале XX века известный социолог Питирим Сорокин ввел в научный оборот понятие «профессиональной деформации», под которой понималось негативное влияние профессиональной деятельности на человека и качества его личности (31, с.16).
Деформация предполагает искажение, психологическую дезориентацию личности, которая развивается в силу постоянного присутствия и давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности (32, с.108).
Наряду с понятием профессиональной деформации используется также термин «проблема взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания». В рамках исследования этой проблемы С.Л.Рубинштейн утверждал, что «психика человека не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней» (32, с.109).
В работах Б.Д. Новикова, проводившего исследования профессиональных изменений личности, были сформулированы следующие положения (5, с.23):
1. Профессиональная деятельность оказывает более мощное (де-) формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к неслучайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности.
2. В рамках каждой профессии существуют психотравмирующие факторы, которые в комплексе приводят к изменениям личности работника.
...............