Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. В лингвистических словарях описываются значения, особенности употребления, структурные свойства, сочетаемость слов, их соотношение с лексическими системами других языков и т.д., то есть лексемы описываются именно с точки зрения их языковых и речевых характеристик. Объектом описания лингвистических словарей в широком смысле является язык, а, говоря об отдельных единицах, словари такого типа особое внимание уделяют рассмотрению их форм и сигнификатов. Так, например, в словарной статье «Нового большого немецко-русского словаря» в вокабуле указано ударение и деление описываемого слова на слоги. В грамматической зоне существительные сопровождаются соответствующими определенными артиклями, а остальные слова - указателями их частеречной принадлежности. Здесь же приводятся и специальные грамматические и/или стилистические пометы, характеризующие особенности употребления данного слова, а в некоторых случаях указывается и этимология лексемы. Далее располагается толкование значения лексемы и, если необходимо, примеры употребления слова в речи.
Следует отметить также, что статьи в данном словаре содержат в себе не отдельные лексические единицы, а целые словообразовательные гнезда, в которые собираются все сложные слова, произведенные от одного корня, при этом словарная статья начинается с опорного слова, а затем в ней описываются производные от основы рассматриваемого слова лексемы.
.............
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования словарной статьи двуязычного словаря
1.1 Русская и немецкая лингвистическая терминология: современный этап развития
В настоящее время в России сформировалось несколько научных школ, занимающихся проблемами когнитивной лингвистики, каждая из которых характеризуется специфической интерпретацией ключевых терминов. Условно можно выделить Московскую школу (Е. С. Кубрякова, В. А. Виноградов, В. Ф. Новодранова, Е. В. Рахилина и др.), Иркутскую (А. В. Кравченко и его ученики), Тамбовскую (Н. Н. Болдырев, А. Л. Шарандин, Т. А. Фесенко и др.), Воронежскую (З. Д. Попова, И. А. Стернин, А. П. Бабушкин и др.). Проводятся научные симпозиумы, публикуются статьи. Издан «Краткий словарь когнитивных терминов».
Интерес ученых к различным терминологическим системам постоянно растет. Исследователи отмечают, что трудность однозначного, четкого и достаточного определения понятия «термин» вызвана не только сложностью самого понятия, но и неоднородностью терминологической лексики, в которой можно выделить научный, общетехнический, профессиональный слои и, кроме того, собственно термины и номенклатурные обозначения, или номенклатуру.
Особенно трудно провести одну линию в трактовке исследуемого понятия на материале различных научных дисциплин и областей знания, что и объясняет разнобой при трактовке термина в различных научных сферах. На этой же основе возникает опасность появления порознь существующих терминологических теорий: «теории математической терминологии», «теории биологической терминологии», «теории экономической терминологии».
.........