Выдержка из работы:
Введение
Проблема волевой регуляции относится к числу наиболее дискуссионных как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. На протяжении истории ее изучения неоднократно изменялось как понимание понятия воли и ее проявлений, так и подходы к рассмотрению ее сущности и механизмов. Так, воля рассматривалась как «свобода выбора», как произвольное управление поведением, как мотивация, как волевая регуляция и в других значениях.
Ссылаясь на ряд исследований в области психологии воли, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии: мотивационный и регуляционный.
Мотивационный подход к изучению воли характеризуется тем, что ориентирован на ее побудительную функцию и мотивационные составляющие. В русле данного подхода рассмотрены труды отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровского и др.) и зарубежных авторов (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, К. Левин, Н. Ах, Х. Хекхаузен, Э. Толмен и др.).
Регуляционный подход, т.е. подход к воле как к «свободному выбору» начал формироваться еще с работ Аристотеля. Позже идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса отстаивалась в работах А. Бена, Т. Рибо, В. Джеймса, Ч. Шеррингтона и др. Выделяя в воле две стороны – содержательную и динамическую, регуляционный подход к изучению воли делает акцент на ее динамической стороне. В центре внимания здесь волевая регуляция поведения и деятельности, способность при помощи волевого усилия преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели, что выражается в различных волевых качествах личности.
В отечественной психологии одним из первых ученых, понимавших волю как особую форму психической регуляции, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, осуществляется через работу определенных нервных центров, соединенных с сознательным отражением.
............
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития волевой саморегуляции личности у подростков с ОВЗ
1.1 Понятие волевой саморегуляции и ее развитие в подростковом возрасте
В данной главе рассматривается понятие волевой саморегуляции, ее развитие в подростковом возрасте, а также особенности данного процесса у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Для изучения понятия саморегуляции и ее особенностей, мы обращаемся к имеющейся литературе по проблеме. Исследования и описания важных черт саморегулирования, их интегративной сущности и универсальности структуры в самых различных типах активности человека проводили такие авторы, как К. Л.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Е.Галантер, В.Л.Зинченко, О.А.Конопкин, Дж.Миллер, Д.А.Ошанин, К.Прибрам, О.К.Тихомиров, В.Д.Шадриков, В.Э.Чудновский и др.). Вопрос о роли личности в процессах произвольной саморегуляции исследовали В.А. Иванников, Т.И. Шульга, Б.А. Быков и др.
Понятие волевой саморегуляции состоит из составляющих - «воля» и «саморегуляция». Рассмотрим данные составляющие в отдельности.
В психологической науке понятие воли приводится с различными определениями. Чаще всего оно используется в сочетаниях «волевое поведение», «волевой поступок», «сила воли».
Под волевым поведением подразумевается такое поведение, когда человек действует целенаправленно, контролируя свои действия, и в случае необходимости может воздерживаться от их совершения.
Л.С. Выготский, рассматривая проявления воли и самоконтроля как качество зрелой личности, отмечал, что овладение собственным поведением является первым признаком сформированности личности [13, с.161].
.........