Выдержка из работы:
Введение
Богословие (от греч. θεολογία, греч.θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение, наука) — предмет далеко не новый в современном мире. Своими корнями он уходит в глубокую древность, во времена Древней Греции. Первыми теологами и богословами можно считать древнегерческих поэтов, впервые описавших божественные сущности, пантеон языческих античных богов. Несмотря на на политеистическую концепцию их работ, именно эти люди положили основу богословию и теологии на территории стран передней Азии и современной Европы. Аристотель причислял теологию, науку о божественном, о «Теосе», Боге, а точнее, Богах, к одному из разделов философии. В христианстве же первым богословом принято считать Иисуса Христа, который, будучи Сыном Божиим, провозгласил начало триадологии. Отношения богословия и философии — сложные, поскольку многие мужи христианской Церкви, такие как, например, Климент Александрийский, считали, что философия подчерпнула основы свои именно из библейского писания. Климент считал, что богословие (от греч. σοφία София — мастерство, мудрость), «госпожа наук», а философия, в свою очередь, только лишь служительица, которая готовит людей к истинной вере, помогая им обрести истину через доказательства. ........
1.2 Богословие Григория Паламы: антиномия
Тезис: В основе Богословия Света лежит антиномия познания божественного.
Существуют два вида богословия. Первое воспринимает Бога как абсолютно простой объект, возводит знание о божественном к первичному, упрощённому, и познаёт Бога путём проведения аналогий, описывающих сущность, которая находится за гранью нашего понимания. Другой вид богословия, напротив, трактует непознаваемость Бога. Принимая за истину непознаваемость Бога, можно утверждать, что принятие Бога как чего-то познаваемого и обыденного есть посягательство на его святость. Тем не менее, это учение не отрицает невозможность познать божественную суть.
Основа богословия св. Григория Паламы — антиномия познаваемого и непознаваемого в понятии о Боге. Это – антиномия двух богословских путей, установленных св. Дионисием Ареопагитом: путем утверждений (катафатическим) и путем отрицаний (апофатическим). Богословие Паламы – антиномическое, оно оперирует путем противопоставления противоположных, но равноистинных утверждений. Палама признает характер своего богословского метода, говоря: «Всякому богословию, желающему почитать благочестие, свойственно утверждать то одно, то другое, если оба утверждения истинны; противоречить же себе в собственных утверждениях – удел людей, лишь совершенно лишенных разума» . ........