Выдержка из работы:
Введение
Современный мир делает особенно актуальными вопросы межличностного взаимодействия. Ведь от успешности и конструктивности отношений между отдельно взятыми членами социума зависит успешно и конструктивность развития общества в целом.
Исследования малых групп проводятся уже давно, с момента начала обсуждений проблемы взаимоотношений общества и личности, в частности, вопроса о взаимоотношениях личности и среды ее развития. А проблеме личности в психологии традиционно уделяется самое пристальное внимание. В отечественной науке мы можем привести в пример, таких ученых, как А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др., а в зарубежной - Г. Ю. Айзенка, Г. Олпорта, Р. Кеттела, З. Фрейда, А. Маслоу и пр.
В основу исследования легли не только работы названных авторов, но и труды таких ученых, как А. А. Акишина, Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, И. Галичев, И. Н. Горелов, Г. Е. Крейдлин, Б. А. Еремеев, Г. А. Ковалев, Г. В. Колшанский, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, А. А. Мельник, В. Михай, И. Л. Муханов, Т. М. Николаева, А. Пиз, Н. И. Смирнова, М. И. Станкин, Ю. А. Сорокин, Н. И. Формановская, Е. Ю. Прохоров и др.
...........
Глава 1. Теоретическое обоснование эмпирического исследования по изучению взаимосвязи социометрического статуса и коммуникативных способностей студентов.
1.1. Категория общения в психологии
Общение - это разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности.
В процессе взаимодействия при общении выделяют три составляющих [5,12]:
1. коммуникативную (передача и обмен информацией между участниками);
2. интерактивную (взаимодействие общающихся, которое предусматривает обмен не только словами, но и действиями, поступками);
3. перцептивную (взаимовосприятие общающимися друг друга).
Коммуникативная составляющая характеризуется:
• умением устанавливать психологический контакт;
• учетом особенностей психологического воздействия;
• логичностью, аргументированностью и адекватностью ситуационного общения;
• эффективностью сочетания вербальных и невербальных коммуникаций.
.....