Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кохлеарная имплантация как метод коррекции слуха в последние годы активно развивается в России, в крупные города – Санкт-Петербурге, Москве и др. – открываются центры реабилитации детей и взрослых, прошедших процедуру восстановления слуха.
Важную роль в успешной слухоречевой реабилитации играет организация процесса реабилитации детей в местах проживания и обучения. Эта необходимость объясняется тем, что нарушение слухового анализатора ведет к отклонениям в речевом развитии ребенка, что в свою очередь отражается на психическом, когнитивном, личностном развитии - В.И. Бельтюков, Т.А. Власова, К.А. Волкова, Л.С. Выготский, С.А. Зыков и др.
Эффективность целенаправленной коррекционно-педагогической работы у имплантированных детей и взрослых способствует развитию таких структур как слуховое восприятие, формирование речевого слуха – М.Р. Богомильский, О.В. Зонтова, И.В. Королева, О.С. Орлова, А.В. Пашков, Ю.К. Янов и др.
Проблема слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации активно развивается в множестве научно-исследовательских работах, большое значение имеют работы И.В. Королевой, в работах рассматриваются основные содержательные аспекты медико-психолого-педагогической реабилитации, кроме этого, вопросы раскрыты в работах А.Н. Белоконь, М.Р. Богомильской, Н.А. Дайхеса, А.В. Круглова, А.А. Ланцова, И.Т. Мухамедова, Ю.М. Овчинникова, А.В. Пашкова, С.М. Петрова, В.И. Пудова, А.Н. Ремизова, В.П. Ситникова, Г.А. Таварткиладзе, В.И. Федосеева, Ю.К. Янова и др.
Актуальность работы подтверждается недостаточной освещенностью проблемы особенности речевого развития детей, прошедших процедуру кохлеарной имплантации.
.............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
1.1. Особенности слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами
Кохлеарная имплантация – это новейшая технология протезирования людей с и значительной потерей слуха. Она дает возможность воспринимать звуки окружающей среды, понимать устную речь и тем самым обеспечивает основу для полной социальной реабилитации людей с потерей слуха и глухотой.
В последние годы в нашей стране кохлеарная имплантация как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей приобретает все большее применение. При этом, как и во всем мире, среди имплантированных увеличивается количество детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категорий кандидатов на кохлеарную имплантацию, поскольку это связано с важностью первых трех лет жизни ребенка для развития слухоречевого и речедвигательных центров мозга.
На сегодня уже известно, что если ребенок был имплантирован до 2-летнего возраста, то, при отсутствии сопутствующих нарушений, после периода формирования основных процессов анализа звуковых сигналов развитие восприятия языка, окружающих звуков и собственной речи в значительной степени происходят спонтанно, как и у ребенка с нормальной слуховой функции [19, с.6].
В последние годы кохлеарная имплантация как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей и взрослых все шире внедряется в России (И.В. Королева, О. В. Зонтова, Г. А. Таварткиладзе, Э. И. Миронова, Н.В. Тарасова, А. А. Балякова, А. И. Сатаева, М. Ленхардт и др.). Учеными предполагается, что в идеале конечный результат, а значит и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста, состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта (КИ) он научится слышать и понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира и благодаря этому будет развиваться как нормально слышащий По мнению И.В. Королевой, цель кохлеарной имплантации состоит в том, что в целом развитие глухого ребенка с КИ сходно с развитием слабослышащих детей, эффективно использующих слуховой аппарат (СА). Но есть и существенные отличия, которые определяют особенности реабилитации детей с КИ.
........