Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматического строя речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике его развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимание речи и в целом полноценное речевое развитие ребенка.
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.(2000 г), Алексеева М. М., Яшина В. И.(1997 г), Арушанова А. Г. (2005 г) и другие. В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность.
.............
Глава I. Теоретическое исследование особенностей формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Грамматика, по словам К.Д, Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка.
Короткова А.В. Дроздова Е.Н. отмечают, что грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Усвоение грамматического строя речи – сложный аналитико-синтетический процесс деятельности коры головного мозга [23,c.33].
Структуру грамматического строя речи составляет морфология (строение слов) + синтаксис строение предложений) [2,c.23-29]:
Морфология = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончания)
Словообразование – изменяет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позволяет слова «подстраивать друг под друга в предложении (белые ковры, белый ковер ).
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения [24,c.51].
Усвоение грамматического строя речи возможно только после того, как ребенок становится способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные явления речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). Первоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушивая и воспроизведения, постепенно правильные варианты грамматического строя речи усваиваются и эти словоформы начинают употребляться ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. Данный вид условного рефлекса является сложным, многоступенчатым и И.П. Павлов назвал его динамическим стереотипом. Кстати, именно благодаря прочно установившимся динамическим стереотипам, в речи детей надолго сохраняются ошибки в употреблении слов «исключений» - «пальто», «пианино» и т.д., а также, частично основывается период словотворчества.
..........