Выдержка из работы:
Введение
О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивает речь учащихся и добивается её высокой культуры.
Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям. [41, стр.4]
Поскольку язык – средство общения между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений.[40, стр.2]
Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы, и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся.
..........
Глава 1. Понятие «изложения» и их классификация
1.1. Сущность изложений и их виды
Проблеме обучению изложения уделяли внимание многие исследователи, рассмотрим ее в историческом аспекте.
В методике начального обучения русскому языку упражнение в сжатом изложении появляется в связи с разработкой проблемы понимания учебного материала школьниками.
Вычленение главного, основного содержания, по мнению методистов, могло быть осуществлено двумя способами: исключением несущественного, второстепенного и обобщением частного в общее. [2, стр.85] Первый способ разрабатывался Н.Ф. Бунаковым, В.П. Шереметевским, В.Г. Зимницким, второй – И.И. Срезневским, Д.И. Тихомировым.
Следующий этап в методике обучения изложению текста связан с обучением младших школьников составлению плана пересказа (В.А. Добромыслов, П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова, С.П. Редозубов). [6, стр.62]
В 50−80-е годы в области развития речи младших школьников проводились значительные научные исследования и обобщения опыта передовых учителей, которые получили отражение в книгах и статьях М.Т. Баранова, В.Г. Горецкого, Л.В. Занкова, В.А. Кустаревой, Т.А. Ладыженской, А.И. Липкиной, М.Р. Львова и др. В них охвачен широкий круг вопросов развития речи школьников, намечены или разработаны многие приемы и виды работ по развитию связной письменной речи. [28, стр.35] Результатом данных исследований стало выделение развития связной речи в качестве важнейшего принципа обучения русскому языку в начальной школе.
......