Выдержка из работы:
Введение
Не секрет, что для вступления в какое-либо религиозное общество, необходима определенная подготовка. Вступающий в ту или иную религию должен прежде всего знать, что именно эта религия истинна, кроме того, он должен изучить некоторые ее особенности, сущность. Когда древняя христианская церковь призывала народ стать христианами, она допускала их к купели только тогда, когда люди проходили предварительную подготовку. Этот процесс назывался оглашением или катехизацией. «Катехео» (греч.) означает «слышать что-нибудь от других, наслышаться». Если перевести этот глагол на церковный язык, он приобретает новый оттенок значения: «наставление истинам веры», в данном случае первоначальным истинам Православной веры.
Катехизация или оглашение – это изучение человеком, который готовится стать членом Церкви (т.е. катехуменом или оглашенным), основ вероучения и христианской веры. Другими словами, катехизация – это «содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви» [61].
Поскольку оглашение тесно связано с богослужением, то оглашением можно назвать совокупность обрядов и наставлений, которые сопровождают человека к Крещению.
Данная работа посвящена изучению содержания и порядка предкрещального оглашения в Восточной Церкви I-IV столетий. Исследование посвящено той части приготовления к Крещению, которая связана с наставлениями. В связи с этим мы учитывали особенность оглашения в Древней Церкви, так как оно имело чисто церковный характер и было неразрывно связано с чином Крещения.
..........
Глава 1. Катехизация в Новом Завете
1.1. Проповедь св. Иоанна Предтечи
Св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господен, стал в Новом Завете первым катехизатором. Евангелие, краткое сообщение Иосифа Флавия и Деяния святых апостолов являются основными источниками сведений о жизни и служении св. Иоанна Крестителя. Большую роль имеют данные, взятые из Священного Писания Нового Завета.
Понятие «Завет с Богом» является ключом для понимания проповеди и крещения св. Иоанна: «большинство иудеев полагали, что находятся в особых отношениях с Богом, с Которым их праотцы заключили завет или договор. Суть этого договора такова: народ обязуется поклоняться только Единому Богу и исполнять Его заповеди, а Бог обещает спасать Свой народ и оказывать ему различные благодеяния» [74, С.204.]. Существовали определенные правила жертвоприношений, и был установлен храмовый культ для очищения от грехов. Однако, иудеи в межзаветную эпоху практически всегда находились в состоянии войн, порабощения и притеснений со стороны языческих народов, которые их окружали. Иными словами, благоденствия не было. Св. Иоанн говорил, что завет с Богом нарушен со стороны всего народа, и в первую очередь, со стороны книжников, первосвященников и фарисеев. Именно они извратили смысл закона Моисеева и подменили его истинное понимание буквальным. По сути Закон Моисеев перестал действовать, поэтому необходимо было заключение Нового Завета, о нем говорили пророки.
........