Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы исследования.Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема России, оказавшего свое влияние на сферу образования. Именно она подверглась в первой половине этого столетия наиболее очевидному процессу разностороннего реформирования. Также важно отметить, чтопобеда в Отечественной войне усилила рост национального самосознания – в результате в разных сферах общественной жизни происходят существенные изменения, обусловившие развитие буржуазных отношений и, следовательно, повысившие потребность государства в образованных специалистах и грамотных работниках. Вступление России в новый период своего исторического развития в первой половине XIX в. потребовало проведения социально-экономических преобразований во всех сферах жизни, в том числе и в сферевысшего образования. В этой ситуации одним из важнейших условий развития страны становилось народное образование и расширение уже существующей сети школ и университетов – основную массу населения составляли крестьяне, что влияло на процент грамотности в Российской империи. Обобщенно говоря, тема исследования является актуальной изначально: обращение к реформам в сфере образования необходимо с целью анализа исторического опыта и особенностей развития населения государства на конкретном этапе. Актуальность работы повышается также необходимостью сравнения образовательных реформ, проводимых во время правления Александра Iи Николая I: здесь интересен и необычен период реакций, который впоследствии оказал влияние на перемены в области образования в конце XIX– начале XXвв.
...........
Глава 1. Общая характеристика Российской империи в первой половине XIX в.
1.1. Особенности первой половины XIX в. как очередного исторического периода в жизни Российского государства.
XIX в. длился с 1801 по 1900 год по григорианскому календарю. Не только в Российской империи, но и во всем мире это времяхарактеризовалось такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма. С другой стороны, данному столетиюбыли свойственны масштабные достижения культуры и искусства, а также техники и науки. XIX в. дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также ученых, изобретателей и великих политиков. Российская империя в первой половине XIXв. была огромной страной, охватывала территории в Восточной Европе, СевернойАзии и часть Северной Америки (Аляска). Вследствие территориальнойэкспансии в первой половине XIX ст. ее земли увеличились с 16 млн. до 18 млн.км.2 благодаря присоединениюФинляндии, царства Польского, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана,Приамурья и Приморья.Население империи в течение первой половины XIX в. увеличилось с 37 до69 млн. человек. Значительную роль в этом росте также играл захват соседнихтерриторий и начавшаяся культурная ассимиляция. Однако, несмотря на начавшееся развитие науки и медицины, средняя продолжительность жизни составляла 30-40 лет:причинами этого былипериодические эпидемии, высокая детская смертность, отсутствие необходимых медицинских навыков. Такая ситуация была наиболее характерна для доиндустриальных стран: к примеру, в конце XVIII в. во Франции средняя продолжительность жизнисоставляла 30 лет, в Англии – 32 года. В связи с этим можно сказать, что индустриальные процессы оказали существенное влияние прежде всего на развитие медицины и улучшение качества жизни населения многих стран.
...........