Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Потребность изучения адаптации детей раннего возраста к детскому саду актуализируется необходимостью решения проблемы ранней социализацией ребенка в условиях общественного воспитания. Характер адаптации ребенка к условиям детского сада влияет на развитие личности, на физическое и психическое здоровье. Данная проблема касается не только детей, но и родителей, и педагогов.
Ранний возраст выступает периодом, для которого характерно наиболее интенсивное развитие всех систем организма ребенка, формирование разнообразных умений и поведения малыша. Условием для своевременного и полноценного детского развития выступает хорошее, уравновешенное настроение у детей. Такое настроение создается и поддерживается с помощью грамотной организации жизни, интересов, впечатлений и деятельности. Важно не только правильно организовать процесс воспитания в детском саду, но и дома. Если до поступления в детский сад ребёнок жил по грамотно разработанному режиму, его приучали к самостоятельности, то придя в детский сад, ему будет легче привыкнуть к новым условиям жизни.
Актуальность проблемы адаптации к детскому саду очень велика. В специальной литературе для педагогов и психологов проблема адаптации ребёнка к детскому саду обозначается как ведущая. При этом факторами, облегчающими процесс адаптации, считаются сформированность у ребёнка навыков самообслуживания и приученность ребёнка к режиму дня, приближённому по времени к режиму детского сада.
..........
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Структура процесса адаптации
Представления об адаптации основываются и на работах отечественных ученых: П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, и др. Ряд отечественных психологов (В.Г. Крысько, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) рассматривают адаптацию как процесс приспособления строения и функций организмов к изменяющимся условиям среды.
Некоторые психологи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Алямовская, Н.Д. Ватутина и др.) понимают под адаптацией не только процесс, но и результат приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды.
Л.Г. Дикая, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев, С.А. Шапкин, используют «адаптацию» для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой.
В.П. Маклаков, С.Д. Положенцев, Д.А. Руднев рассматривают адаптацию как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). [3, c. 80-88]
Проведя анализ различных точек зрения на проблему адаптации, был сделан вывод, что сущностью адаптации является оптимальное сочетание устойчивости с изменчивостью, которое осуществляется на уровне способов взаимодействия человека со средой и на уровне адаптивных механизмов.
Опираясь на работы Н.М. Аксариной [4, c. 73-76], Л.Г. Голубевой [26], А.И. Захарова [11], мы в своей работе будем понимать под адаптацией ребенка к дошкольному образовательному учреждению процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению.
Р. Калинина, Л. Семенова и Г. Яковлева выделили следующие фазы адаптационного процесса:
..........