Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования психологических ситуаций развития на уроках иностранного языка 7
1.1. Роль ситуаций развития при обучении иностранного языка 7
1.2. Проектирования ситуаций развития на уроках иностранного языка
1.3. Проблемные ситуации 28
Глава 2. Экспериментальное исследование влияние психологических ситуаций развития на уроках иностранного языка 35
2.1. Экспериментальное исследование 35
2.2. Фрагменты уроков с использованием ситуаций развития на уроках иностранного языка 39
2.3. Рекомендации по проектированию ситуаций развития на уроках иностранного язык 49
Заключение 60
Список литературы 62
Список литературы
1. Аямазова, Н.И. Формирование навыков спонтанного ведения диалога в деловом английском /7 Проблемы филолопш и методнкн преподавания иностранных языков. (Сб. научных статей). - СПб, 2001. - С. 236-239
2. Аршинова, Н.И. О роли учителя и ученика в условиях компьютеризированного обучения / Н.И. Аршинова // Качество образования в вузе : проблемы и пути их решения : сб. тезисов межвуз. науч.-теорет. конф. / Камч. гос. пед. ун-т. – Петр. – Камчатский : Изд-во КГПУ, 2003. – С. 105 – 108.
3. Аршинова, Н.И. Об использовании компьютерных программ учебного назначения в обучении иностранным языкам / Н.И. Аршинова // Качество образования в вузе : проблемы и пути их решения : сб. тезисов межвуз. науч.- теорет. конф./ Камч. гос. пед. ун-т. – Петр. – Камчатский : Изд-во КГПУ, 2003. – С. 87 – 90.
4. Аршинова, Н.И. Формирование навыков и умений самостоятельной работы и использование возможностей СНИТО для ее организации актуальная задача современной образовательной системы / Н.И.Аршинова // Региональная система непрерывного образования : проблемы становления : матер. межрегион. науч.-практ. конф. / КГПУ. – Петр. – Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. – С. 194 – 207.
5. Аршинова, Н.И. О некоторых особенностях предмета «Иностранный язык» и использовании компьютерных средств в его изучении / Н.И.Аршинова // Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Камч.гос.пед.ун-т. – Петр. – Камчатский : Изд-во КГПУ, 2005. – Ч.1. – С. 13 – 27.
6. Бабинская П. К. и др. «Практический курс методик преподавания иностранного языка». Минск: Тетра Системс, 2005
7. Борзова Е.В. О ситуативной организации обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 1997. № 4
8. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. - Красноярск, 2000.- 31с
9. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную / Материалы для слушателей курсов. - М., 2001.- 48с.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. - М., 1984.
11. Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.
12. Дианова Е.М., Костина Л. Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1998
14. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. - М., 1998.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
16. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2
17. Львова О.В. Использование ИКТ при изучении английского языка в средней школе / Инновации в образовании. Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых. – Москва: ИСиМО РАО, 2004, с.131-135.
18. Львова О.В. Использование ИКТ при обучении иностранному языку / Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков: тезисы докладов I Международной научно-практической конференции: 9-10 июня 2004 г. – Москва: МГУ, 2004. – с.114-119.
19. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – Уч. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002.
20. Ноусиайнен М.С., Воскресенская Г.С. Игра – конкурс на английском языке. // Иностранные языки в школе, 1990. – № 6.
21. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.
22. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном эта¬пе в средней школе. М., 1989.
23. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. – М.: Просвещение, 2000
24. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 1994
25. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к пре䬬мету // Иностранные языки в школе, 1992. – № 2.
26. Серединцева А.С. Особенности коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогического колледжа иностранному языку как специальности / А.С. Серединцева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 10 (31). – Аспирантские тетради: научный журнал. – Санкт Петербург, 2007.
27. Серединцева А.С. Специфика использования ситуаций межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка / А.С. Серединцева, И.В. Султанова // Лингвистика и межкультурная коммуникация: материалы региональной научной конференции Поволжья и СевероКавказского региона, г.Волгоград, 1921 апреля. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004.
28. Серединцева А.С. Аспекты проектирования коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка / А.С. Серединцева // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты»: Материалы второй Международной конференции «Коммуникация 2004». – РостовнаДону: издательство ИУБиП, 2004.
29. Серединцева А.С. Роль учебноречевой ситуации в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / А.С. Серединцева // Языковое образовательное пространство: личность, коммуникация, культура: Материалы региональной научнометодической конференции. – Волгоград: Издво ВГИПК РО, 2005.
30. Серединцева, А.С. Специфика обучения студентов педагогического колледжа в свете европеизации языкового образования/ А.С. Серединцева // МИТСНАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. – РостовнаДону: РГУ, 2006. – №5.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
32. Торунова Н.И., Кокташева Г.И. Деловая игра // Иностранные языки в школе, 2000. – № 6.
33. Чубарова Л.А. Приёмы создания проблемных ситуаций в процессе лекционного общения // Менделеевские чтения – 2000: Материалы XXXI научно-практической конференции (14-15 апреля 2000 г.). Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. С. 35-36.
34. Чубарова Л.А. Проблемные ситуации в процессе индивидуализированного обучения ИЯ // Проблемы педагогической инноватики: Материалы V межвузовской научно-практической конференции. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. С. 86-87.
35. Чубарова Л.А. Проблемный тип обучения в контексте современногообразования // Менделеевские чтения - 2001: Материалы XXXII научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Ю.П. Прибыльского. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001. С. 102.
36. Чубарова Л.А. Использование проблемных ситуаций при обучении иностранному языку // Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров: сборник научных трудов, выпуск первый. Москва, 2001. С. 26-27.
37. Чубарова Л.А. Индивидуализация обучения иностранному языку //Проблемы педагогической инноватики: Материалы VI межвузовской научно-практической конференции. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001. С. 56-57.
38. Чубарова Л.А. Личностно-ориентированное использование проблемных ситуаций // Курсом реформ: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: сборник научных трудов, выпуск третий. Международная педагогическая академия. Москва: Изд-во Международной педагогической академии, 2002. С. 33-34.
39. Чубарова Л.А. Проблемные ситуации как развивающее средство при обучении иностранному языку // Вестник ТГПИ им. Д.. Менделеева. Тобольск, 2003. № 1. С. 75-85.
40. Чубарова Л.А. Развитие коммуникативной компетентности студентов, изучающих иностранный язык как основную специальность // Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход: материалы региональной научно-практической конференции. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. С. 74-75.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические основы проектирования ситуаций развития на уроках иностранного языка
Введение
Развитие современной системы языкового образования определяется политическими, экономическими, социокультурными процессами, глобализационный характер которых способствует использованию английского как языка международного общения, расширяя роль и функции этого учебного предмета в программах образования в России. Интенсификация международной деятельности, наличие широкого спектра возможностей общения с профессионалами других культур и изменение статуса иностранного языка вызвали необходимость смещения акцентов в обучении иностранному языку.
Актуальность. Поскольку обучение иностранному языку в общеобразовательной школе преимущественно сводится к овладению лексикограмматической системой языка, охватывает ситуации, связанные со школьной тематикой, не направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для межкультурного диалога. Поэтому развитие иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается как приоритетное направление совершенствования содержания языкового образования, в котором особую роль приобретают знания, умения и навыки успешного осуществления коммуникации в ситуациях межкультурного общения, воспитание, развитие и образование личности в контексте диалога культур.
Одним из актуальных направлений, способствующих совершенствованию обучения иностранным языкам в соответствии с Концепцией модернизации образования, представляется коммуникативно-ситуативное обучение, опирающееся на концептуальные положения коммуникативного подхода, изложенные в работах отечественных (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Е.И Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др.) и зарубежных (N. Chomsky, W. Littlewood, T. Lynch, D. Nunan, S. Savignon, J. Van Ek) ученых.