Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативной компетентности в работе бортпроводника 5
1.1 Понятие коммуникативной компетентности 5
1.2. Особенности деятельности бортпроводника 7
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности бортпроводников 18
2.1. Ход и процедура исследования 18
2.2. Результаты и анализ исследования 29
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Список использованной литературы
1) Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
2) Андреева, Г.М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / Л.Я. Аверьянов [и др.]; под ред. Л.Я. Аверьянова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – гл. 3. – С. 75–109.
3) Бакирова, Г.Х. Тренинг управления персоналом / Г.Х. Бакирова. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
4) Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С.59-83.
5) Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. – 278 с.
6) Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1999.-415с.
7) Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта /Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М: Прогресс, 1965. – С. 55- 76.
8) Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с.
9) Емельянов, Ю.Н. Эффект трансситуационного научения / Ю.Н. Емельянов // Вестник ЛГУ – Сер. 6. – 1987. – Вып. 3. – С. 56 – 63.
10) Жуков Ю.М. Коммуникативная компетентность и эффекты коммуникативного тренинга. - М.: Смысл, 1996.-373с.
11) Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. М.: Гардарики, 2003. – 223 с.
12) Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001. – 250 c.
13) Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
14) Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
15) Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. "Символ", 1995.- 608с.
16) Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). – СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. – 56 с.
17) Михайлова, Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: к-та псих. наук: / Е.С. Михайлова. – Л., 1990. – 170 с.
18) Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1999.- 128с.
19) Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
20) Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
21) Парыгин, Б.Д. Анализ феномена и природ социального настроения/ Б.Д. Парыгин. //Социологичекие исследования. – 1998. – № 5. – С.134-138.
22) Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
23) Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.
24) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С.240-260.
25) Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
26) Руденский, Е.В. Основы психотехнологий общения менеджера/ Е.В. Руденский Е.В. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 180 с.
27) Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.:Прогресс, 1990.- 220с.
28) Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.
29) Социальная психология. Словарь /М.Ю. Кондратьев Под. Ред. М.Ю.Кондратьева// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 487 с.
30) Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Изд. "Феникс", 1995.-736с.
31) Филипьева Т.В. Курс психологии для бортпроводников. // Мой Аэрофлот №16. - Москва, 2001. - С.3.
32) Филипьева Т.В. Неблагоприятные профессиональные факторы в труде бортпроводника воздушного судна гражданской авиации. // Материалы XIII конференции по космической биологии и авиационной медицине. - Москва, ИМБП, 2006.- С. 321-323.
33) Филипьева Т.В. Нужны ли знания психологии профессионального общения бортпроводнику ВС ГА. // Развивающая психология – основа гуманизации образования. / Материалы Первой Всероссийской научно – методической конференции, т.2. - Москва, 1998. - С.121-122.
34) Филипьева Т.В. Социальная психология в гражданской авиации. // Психология сегодня. Ежегодник РПО, т.2, выпуск 2, разд. Психология труда. - Москва, 1996. - С.206-207.
35) Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
36) Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.
37) Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 218с.
38) Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М., 2005. – 544 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности бортпроводников
Введение
Большая часть пассажирских перевозок в нашей стране и во всем мире приходится на долю воздушного транспорта. Естественно, что при перевозке пассажиров, кроме летчиков, штурманов и механиков, т.е. кроме тех, кто занимается техническим оснащением и проведением полета, нужны специальные люди, которые помогают пассажирам на борту, заботятся об их самочувствии и безопасности. Этой работой занимаются бортпроводники.
Бортпроводник встречает пассажиров на борту самолета, помогает им занять места, организует питание пассажиров, отвечает на возникающие у них во время полета вопросы. Кроме этого, бортпроводник принимает багаж пассажиров и сдает его по прибытии. Бортпроводник осуществляет все мероприятия по безопасности полета, в его ведении находятся запасные люки, спасательные жилеты, надувные лодки для экстренного приводнения и надувные трапы для экстренного приземления. Он также осуществляет постоянную связь между экипажем самолета и пассажирами, рекомендует им, как вести себя на определенных участках полета. Бортпроводнику необходимо обладать такими качествами, как доброжелательность и контактность - важно, чтобы пассажиры чувствовали себя на борту самолета комфортно. Вместе с тем бортпроводник должен быть сообразительным, способным быстро принимать решения, так как во время полета могут случаться всякие неожиданности, должен уметь оказать первую медицинскую помощь. Также бортпроводник должен быть вынослив, ведь забота о пассажирах на борту требует определенных физических усилий.
Цель исследования: изучить психологические особенности бортпроводников
Объект исследования – 20 бортпроводников, в возрасте 18-28 лет, из них 10 девушек и 10 юношей, со стажем работы от года до трех лет.
Предмет исследования – изучение психологических особенностей бортпроводников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у бортпроводников высокий и выше среднего уровень коммуникативной компетентности.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие коммуникативной компетентности;
2) рассмотреть особенности деятельности бортпроводников;
3) провести экспериментальное исследование психологических особенностей бортпроводников;
4) разработать рекомендации по повышению уровня коммуникативной компетентности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по тематике исследования, диагностический анализ, статистический анализ - качественный и количественный, методики: методика В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», 16-факторный опросник Кеттела (форма С); методика В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмпатических способностей».
Экспериментальная база: авиационная компания «Трансаэро», которая является вторым крупнейшим авиаперевозчиком Российской Федерации на международных воздушных линиях. В исследовании приняло участие 20 бортпроводников, в возрасте 18-28 лет, из них 10 девушек и 10 юношей, со стажем работы от года до трех лет.