Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Дифференциация, ее виды 6
1.1 Понятие дифференциации 6
1.2 Виды дифференциации 13
1.3 Уровневая дифференциация 19
Глава 2. Уровневая дифференциация обучения на уроках информатики 29
2.1 Дифференцированное обучение на уроках информатики 29
2.2 Уровневая дифференциация на уроках информатики 36
2.3 Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики 39
Глава 3. Педагогический эксперимент и его результаты 47
3.1 Методы проведения педагогического эксперимента 47
3.2 Организация и проведение педагогического эксперимента 52
3.3 Выводы и предложения 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Список использованной литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 2006. №5.
2. Белошистая А.В. Обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2007. №5.
3. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного образования // Информатика в школе. 2008. №3.
4. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика. 1965. №7.
5. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., Просвещение, 2006.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., Просвещение, 2007.
7. Воробьева Л.А. Дифференцированный контроль знаний // Информатика в школе. 2003. №2.
8. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 2004. №5.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: АСТ - ПРЕСС, 2006.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Наука, 2006.
11. Дахин А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении // Математика в школе. 2003. №4.
12. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении// 1 сентября. 2006. №4.
13. Жильцов П.А., Асирян М.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. 2007. №4.
14. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение, 2006.
15. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001.
16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Изд. «Наука», 2002.
17. Морозова Л.В. Из опыта дифференцированного обучения // Математика в школе. 2008. №6.
18. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под редакцией профессора А.В. Петровского. Издание 2-е, дополненное и переработанное М., “Просвещение”, 2006.
19. Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 2006. №6.
20. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2008.
21. Осмоловская И.М., “Дифференциация обучения: за и против”. М.: Просвещение, 2007.
22. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
23. Попков В.А. Дифференцированное обучение и формирование профессиональной элиты // Педагогика. 2008. №1.
24. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., Просвещение, 2005.
25. Рыбников К.А. К вопросу о дифференциации обучения // Математика в школе. 2008. №5.
26. Симакова Т.И. Применение типовых расчетов при дифференцированном обучении // Математика в школе. 2005. №4.
27. Смирнова М.А.“Индивидуализация и дифференциация процесса обучения школьников”. М.: Просвещение, 2005
28. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Информатика в школе. 2006.№11
29. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001.
30. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2008.
31. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., Наука, 2007.
32. Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся // Математика в школе. 2005. №5.
33. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
34. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении школьников// 1 сентября. 2006. №6.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Применение технологии уровневой дифференциации на уроках информатики
Введение
Тема данной работы «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках информатики».
Актуальность данной работы заключается в том, что обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Те, кто относятся к “средним”, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой – по принуждению.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости