Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 2
1. Литературный обзор 5
1.1. Понятие социальной девиации, ее характеристики, подходы к изучению 5
1.2. Понятие досуга, его виды 14
1.3. Социальная значимость досуга в жизнедеятельности молодежи 25
2. Анализ досуговых предпочтений различных типов молодых людей 30
3. Исследование эффективности использования организованного досуга как меры профилактики социальных девиаций 42
3.1. Задачи и методы исследования 42
3.2. Модель организации досуга молодежи с целью профилактики социальных девиаций 47
3.3. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по профилактике по профилактике потенциальных и реальных девиаций 64
3.4. Анализ эффективности использования организованного досуга как меры профилактики социальных девиаций 67
Заключение 71
Список литературы 72
Приложения 77
Список литературы
1. Альманах психологичеких тестов / М.: КСП, 1995.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. / М.: Аспект пресс, 1998.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / М.: Аспект-Пресс 1997.
4. Бамкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / М.: Речь, 2004.
5. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. / М.: Политиздат, 1984.
6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / М.: Просвещение, 1994.
7. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. – 1998 - № 7.
8. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. – 2001 - №12.
9. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. / Киев: Высшая школа, 1988.
10. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т М., Медицина, 1993.
11. Воспитательная деятельность клубных учреждений. / М: НИИ культры, 1983.
12. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. / М: Профиздат, 1980.
13. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.
14. Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
15. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/Под ред. В.А. Никитина - М., ВЛАДОС, 1996.
16. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996. № 7.-С.10-13.
17. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
18. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. / М.: Экономика, 1990.
19. Досуг и статус // Молодежь. - 2002 г. - №10.
20. Дубровская Е.М., Тихомадрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе. В сборн. Введение в практическую социальную психологию / под. ред. Жукова Ю.М.. Петровской Л.А., Соловьевой О.В. - М.: Смысл, 2005.
21. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд М.: СПАРК, 1994.
22. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект / М.: Речь, 1995
23. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. / М: Аспект пресс, 1997.
24. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия./ М.: НГИК, 1994.
25. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. / М.: МГУК, 1997.
26. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / М.: Издательство МГУК, 1995.
27. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт-М, 2006.
28. Клуб: Культура досуга. / М.: Профиздат, 1987.
29. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
30. Константинова А.И. Игровой стретчинг. / СПб.: Аллегро, 1993.
31. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня М.: Психология и Педагогика, 1965.
32. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988.
33. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. / М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.
34. Культура досуга. / Киев: Высшая школа, 1990.
35. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
36. Культура духовных запросов личности. / Киев: Высшая школа, 1986.
37. Культурная политика России / история и современность/ - М.: Мин-во культуры, 1988.
38. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
39. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. / М.: Просвещение, 1976.
40. Мосалев Б.Г. Досуг. / М.: Изд-во МГУК, 1995.
41. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / М.: МГКУ. 1995
42. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности / Л.: ПитерКон, 1990.
43. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.- М., 1991.
44. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: Сов. Россия, 1987.
45. Овчарова Р.В. Практическая психология образования М.: Академия, 2003.
46. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.-С.10-13.
47. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
48. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. / М.: МГИК, 1990.
49. Подросток на перекрестке эпох // под ред. Кривцовой С.В. М.: Генезис, 1997.
50. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
51. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
52. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.
53. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
54. Психология человека от рождения до смерти // под ред. под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
55. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология (серия: мастера психологии) / СПб.: Питер, 2005.
56. Реан А.А., Трофимов Н.В. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов - М.: Высшая школа, 2005.
57. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. М., Юристъ, 1994.
58. Смид Р, Группова работа с детьми и подростками М.: Генезис, 2005.
59. Социология: Учебное пособие./ Под. ред. Тадевояна Э.В. -М.: Знание 1995.
60. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2008.- С105-110.
61. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. / М: Просвещение, 1984.
62. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии М.: Речь, 1995.
63. Чуть-чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реабилитации “Трудных подростков”).// Клуб .- М., 1998.-№ 10.
64. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация досуга молодежи как мера социальной профилактики социальных девиаций
Введение
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм, законов.
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как