Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава I Религия в структуре духовной культуры человечества
1.1 Происхождение и ранние формы религии 5
1.2 Национальные религии 7
Глава II Мировые религии
2.1 Христианство 13
2.2. Ислам как мировая религия 17
2.3. Неоориентализм и новые религиозные движения 21
Глава III Вклад религии в мировую культуру
3.1 Духовность и религия как основа русской культуры 25
3.2 Религия и культура 27
3.3 Культуры России и Востока 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Список использованной литературы:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1990. - 240 с.
2. Бабинский Г. Религия и национализм в Центральной и Восточной Европе // Диа-Логос. Религия и общество. М., 2007
3. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа и Е.Д.Руткевич. М., 1996. С.665-677.
4. Богданов В.А. Лисовский В.Т. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вестник СПбГУ. Сер.6. Философия, политика, социология. Психология, право. СПб., 1995. Вып. 4.
5. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.78-308.
6. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2006.
7. Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.
8. Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. М., 23-24 марта 1999., М., 2000. С.106-118.
9. Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999, С.25-33.
10. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. М., 1999. № 1 (39). С.31-39.
11. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 111-145.
12. Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое Братство // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997.
13. Еремин К.Д. История русской культуры. М., Изд-во Леандр. 1996. – с. 645.
14. Запад и Восток: Традиции и современность. -М.,1993
15. Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М., 1996. С.618-635.
16. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 2004.
17. История государства и права зарубежных стран: Древний мир и средние века / Касаткина Е.А.. - Белгород; Изд-во БелГУ, 2003. - 96 с.
18. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Рябцева Е.Е.. - Астрахань; Изд-во АГТУ, 2002. - 220 с.
19. Йингер Дж.М. Социология религии как наука: функциональный подход // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 161-165.
20. Йингер Дж.М. Функциональный подход к религии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С.166-170.
21. Костина Н.Б. Роль доктрины в жизни религиозной общности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2001, № 3.
22. Куксова А.Н. Введение в культурологию. М., Изд-во Фоукс. 2002. – с. 452.
23. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести. М., 2000. С.41-56.
24. Майка Ю. Социальное учение католической церкви. М., 2006
25. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 2008.
26. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С.415-421.
27. Медведко С.В. Проблемы методологии современной социологии религии в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001, № 2.
28. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.389-392, 406-410.
29. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // СОЦИС, 1995, №11.
30. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социальный срез // Полития. 1997/1998, №4.
31. Мозговой С.А. Военно-религиозные отношения: методологические подходы к определению понятия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001, № 2.
32. Носков Ю. Принцип свободы совести и национальная безопасность России // Межконфессиональный мир и консолидация общества. Материалы международной конференции. М., 27-28 февраля 1997. М.,1997.
33. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
34. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 2006.
35. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001.
36. Религия и политика в современной России. М., 2007
37. СендеровВ. Русская Православная Церковь и её отношение к антисемитизму // Диа-Логос. Религия и общество. М., 2005
38. Сорокин П.А. Религиозные группы и религиозные перегруппировки // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. 4.1.-С.259-266.
39. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / Научн.ред. и сост. М.П.Гапочки, Ю.А.Кимелева. М., 1994.
40. Сторчак В.М. Современные неоязыческие партии и организации в России и мессианская идеология // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001.
41. СубочеваЛ.Д. Степень религиозной адаптации индивида к условиям и православного прихода // Информатика. Социология. Экономика. М., Ярославль. 1997. Вып.З.
42. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 2005. С.73-203.
43. Хлопьев А.Т. Роль религии к церкви общественно-политической жизни России сквозь призму социологии // Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993.
44. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 2005
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности культуры приверженцев различных мировых религий
Введение:
Актуальность темы. Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия — это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности. Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определённые социальные корни. Социальные причины её возникновения — это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений). На ранних стадиях развития общества религия была связана с мифом и мифологией. Мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человек переносил на природные объекты человеческие свойства, приписывал им одушевлённость, разумность, человеческие чувства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, например, животных. К числу древнейших принадлежат мифы о животных, о происхождении различных природных явлений и объектов. Особое место в мифологии занимают сюжеты о происхождении мира, вселенной и человека .
В религии мифология связана с религиозно-мистическими обрядами, миф даёт их идейное обоснование и объяснение характерным для мифологии способом: он возводит учреждение данного обряда к глубокой мифологической древности и связывает его с мифическими персонажами.
Цель курсовой работы - рассмотрение особенностей культуры приверженцев различных мировых религий.