Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1.Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте 5
Глава 2.Теоретические основы развития мышления 13
2.1. Мышление: понятие и виды 13
2.2. Теории развития мышления 18
Заключение 27
Список литературы 30
Список литературы
1. Акимова М. К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск, 1993. 128 с.
2. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать. М., 1981. 213 с.
3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 435с.
4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М., 1979. 242 с.
5. Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двоимой стимуляции // Хрестоматия по обшей психологии: Психология мышления. — М., 1981
6. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.М., 1982,Т. 2.с. 6-361
7. Гальперин П..Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1987. 187 с.
8. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.,1981.
9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 248 с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 346 с.
11. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 6 – 14.
12. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
13. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.
14. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984. 306 с.
15. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. 184 с.
16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 220с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. 304 с.
18. Мазилов В. А. О деятельностном подходе к исследованию мышления// Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1981. С. 27 – 34.
19. Менчинская Н. А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970. 304 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. — 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.
21. Особенности психологического развития детей 6 – 7 – летнего возраста //Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. 232 с.
22. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с.
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М., 1987. 256 с.
24. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 205с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2. Т.1. М., 1989. 416 с.
26. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. 276 с.
27. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. 317 с.
28. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981. 410 с.
29. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 380 с.
30. Эльконин Д. Б. Психологические условия развивающего обучения//Обучение и развитие младших школьников. М., 1970. 383 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие мышления в младшем школьном возрасте
Введение
Актуальность исследования. Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
Одним из таких психических образований является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.
Умственные возможности детей изначально различны. А те требования, которые предъявляются к учащимся в школах, не всегда учитывают эти возможности, и как следствие этого, является возникновение трудностей в усвоении и выполнении учебной деятельности школьниками, что в свою очередь накладывает отпечаток на все стороны развития личности учащихся: эмоциональную, потребностно-мотивационную, волевую, характерологическую. Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление.
Цель работы: рассмотрение развития мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: мышление младшего школьника.