Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие пространственного мышления на уроках трудового обучения в младших классах
ВВЕДЕНИЕ
Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли.
Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного позна-ния и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональ-ных важных качеств. Создание новой системы начального обучения вытекает не только из новых общественно-экономических условий жизни нашего об-щества, но и определяются большими противоречиями в системе народного образования, которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот не-которые из них:
Долгое время в школах существовала авторитарная система обучения и воспитания с жестким стилем управления, с использованием принудительных методов обучения, игнорированием потребностей и интересов школьников не может создать благоприятных условий для внедрения идей на переориента-цию обучения с усвоением ЗУНов на развитие личности ребенка: его творче-ских способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответст-венности.
Потребность учителя в новых технологиях и те разработки, которые да-вала педагогическая наука.
Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на исследова-нии проблем обучения, давших много интересных результатов. раньше ос-новное направление развития дидактики и методики шло по пути совершенст-вования отдельных компонентов процесса обучения, методы и организацион-ные формы обучения. И только в последнее время педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать проблему мотивации в обучении, пути формирования потребностей.
Потребность во введении новых учебных предметов (особенно предметов эстетического цикла) и ограниченные рамки учебного плана и времени обуче-ния детей. К числу противоречий можно отнести и то обстоятельство, что со-временное общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потреб-ностей (социальных, биологических). А эти качества мало способствуют раз-витию духовной личности.
Решить эти противоречия невозможно без качественной перестройки всей системы начального обучения. Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких акту-альных проблем и является проблема интеграции обучения в начальной шко-ле.
К вопросу об интеграции обучения в начальной школе наметился ряд подходов: от проведения урока двумя учителями разных предметов или со-единения двух предметов в один урок и проведение его одним учителем до создания интегрированных курсов. О том, что надо учить детей видеть связи всего существующего в природе и в повседневной жизни, учитель чувствует, знает и, следовательно, интеграция в обучении – это веление сегодняшнего времени.
За основу интеграции обучения необходимо взять как одно из состав-ляющих углубление, расширение, уточнение нескорых общих понятий, кото-рые являются объектом изучения различных наук.
Интеграция обучения имеет цель: в начальной школе заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать отношение к законам их развития.
Особое значение пространственное мышление имеет в различных видах конструктивно-технической, изобразительной, графической деятельности (ис-следования Б. Афанасьева, А.Д .Ботвинникова, Л.Л.Гуровой, Е.И. Игнатьева, С.Н. Кабановой - Миллер, В.И. Киреенко, Т.В. Кудрявявцева, Н.П.Линьковлой, Б.Ф.Ломова, В.А. Моляко, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной и другие).
Исходя из вышесказанного, можно считать тему данной работы акту-альной для состояния современной системы образования.
В настоящее время имеет место противоречие между наличием разрабо-танных методов и приёмов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способство-вала бы формированию пространственного мышления у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сфор-мированности у выпускников начальной школы, а также у выпускников сред-него звена, пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии мышления учащихся.
Отмеченное противоречие обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – изучить приемы и методы развития пространст-венного мышления у детей младшего школьного возраста и на уроках трудо-вого обучения.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроке.
Предмет исследования – методы и приемы развития пространственно-го мышления у младших школьников на уроках трудового обучения.
Гипотеза исследования: формирование пространственного мышления будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий - в за-нятиях будут использоваться:
Диагностические методики.
Методика проведения уроков трудового обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы пространственного мышления у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
2. Рассмотреть методики диагностики сформированности пространственного мышления у младших школьников;
3. Изучить психологические особенности структуры пространственного мышления в младшем школьном возрасте.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 38. В исследо-вание участвовало 15 детей 1 класса в возрасте 6, 5 - 7,5 лет, из них 9 маль-чиков и 6 девочек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка литературы, приложений.