Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития образных представлений у детей раннего возраста 6
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 6
1.2Специфика развития воображения и мышления в раннем дошкольном возрасте, как основополагающие характеристики образных представлений 10
1.3Особенности развития образных представлений у детей раннего возраста 16
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития образных представлений у детей раннего возраста
2.1Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов
2.2 Методика развития образных представлений у детей раннего
Возраста. Формирующий эксперимент
2.3 Динамика развития образных представлений у детей раннего возраста. Проведение контрольного эксперимента
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд-во Питер, М., 2008.-398с.
2.Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание.-1974.-№7.- с.30-37.
3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979
4.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.
5.Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной.— М., 1982
6.Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981.
7.Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981.
8.Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986.
9.Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
10.Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Раду-га”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.
11.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с
12.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
13.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора Л.Н., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение, 1986.
14.Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. - С. 90-103.
15.Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.60.
16.Люблинская А.А. Детская психология. М, 1971
17.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
18.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
19.Обухова Л.Т. Этапы развития детского мышления. Издательство Московского Университета, 1972.
20.Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М . 1980, с. 49—59.
21.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Госиздат, 1932.
22.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С.14.
23.Психология мышления. Сб. переводов / Под. ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965.
24.Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца. М., 1074. с 250—383.
25.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика 1985. - 200 с.
26.Раннее детство: познавательное развитие/ Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. - М.: Мозаика -Синтез, 2000.
27.Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
28.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
29.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Питер; 2005 г.- 334 стр.
30.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978, с. 271—285.
31. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Издательство: Педагогика, М.- 1989г, 221с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития образных представлений у детей раннего возраста
Введение
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Главное для ребенка в раннем возрасте – это эмоции, практические действия и образные представления. Образные представления – одна из тех фундаментальных особенностей человеческого интеллекта, к которой XXI век предъявит особые требования. Без высокоразвитых образных представлений невозможно будет решение многих проблем развития личности и общества.