Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблем восприятия эталонов формы и цвета у детей раннего возраста 8
1.1. Понятие о восприятии, его видах и свойствах 8
1.2. Особенности развития восприятия в раннем возрасте 12
1.3. Особенности восприятия формы и цвета у детей раннего возраста 18
1.4. Сенсорное воспитание в раннем возрасте 25
Выводы по Главе 1 44
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эталонов цвета и формы у детей 2-3 лет 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2 Методика совершенствования работы по развитию восприятия у дошкольников(организация и содержание формирующего эксперимента) 58
2.3 Анализ и результаты исследования 68
Выводы по Главе 2 72
Заключение 75
Приложение 79
Литература 83
Литература
1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974.
2.Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. 1988. - 144 с.
3.Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.— В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников/под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.
4.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.
5.Ветер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М., 1969.— 365 с.
6.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
7.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под редакцией Л.А.Венгера. - М., «Просвещение», 1978г.
8.Запорожец А.В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953.
9.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.— 323 с.
10.Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета.— Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.
11.Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В.Лиштван, - М., Просвещение, 1981, - С. 5 – 6, 37.
12.Наумова Е.Н. «Методы обучения детей 3-4 лет выделению признаков объекта (цвет, форма, размер)». Ульяновск, 1999 г.
13.Новоселова С.А. «Развивающая предметная среда». - М., «Центр инноваций в педагогике». 1995г.
14.Прокопович О.Цвет как средство выразительности детского рисунка//Дошкольное воспитание .- 2001.- № 6.- С.22.
15.Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.— М., 1977. —272 с.
16.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
17.Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензити младенческом возрасте. — В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.
18.Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 1996 г.
19.Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой). М.: «Просвещение», 1981г.
20.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г.Пилюгина, Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.
21.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.С.Сохиной, Н.Н.Поддьяковой. – М., Просвещение, 1984, , - С. 14 – 15.
22.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.
23.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с.
24.Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М., 1977
25.Хализева Л. М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. — Вопросы психологии, 1978, № 3, с. 141—143.
26.Цеханская Л. И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. — Дошкольное воспитание, 1976, № 6, с. 44—51.
27.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей восприятия эталонов цвета и формы у детей раннего возраста
Введение
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представители ассоциативной психологии( Д.Селли), гельштатпсихологии (К. Коффка, Г. Фолькельт) и функциональной психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П. Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова и др). Их исследования направлены на то, чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности, проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они говорят, что сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком