Содержание:
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблем
восприятия эталонов формы и цвета у детей раннего возраста
1.1. Понятие о восприятии, его видах и свойствах……………………………8
1.2. Особенности развития восприятия в раннем возрасте…………………..12
1.3. Особенности восприятия формы и цвета у детей раннего возраста……18
1.4. Сенсорное воспитание в раннем возрасте………………………………..26
Выводы по Главе 1……………………………………………………………...44
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эталонов цвета и формы у детей 2-3 лет
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..46
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………...57
Выводы по Главе 2……………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..66
Литература………………………………………………………………………70
Литература
1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974.
2.Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. 1988. - 144 с.
3.Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.— В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников/под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.
4.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.
5.Ветер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М., 1969.— 365 с.
6.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
7.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под редакцией Л.А.Венгера. - М., «Просвещение», 1978г.
8.Запорожец А.В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953.
9.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.— 323 с.
10.Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета.— Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.
11.Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В.Лиштван, - М., Просвещение, 1981, - С. 5 – 6, 37.
12.Наумова Е.Н. «Методы обучения детей 3-4 лет выделению признаков объекта (цвет, форма, размер)». Ульяновск, 1999 г.
13.Новоселова С.А. «Развивающая предметная среда». - М., «Центр инноваций в педагогике». 1995г.
14.Прокопович О.Цвет как средство выразительности детского рисунка//Дошкольное воспитание .- 2001.- № 6.- С.22.
15.Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.— М., 1977. —272 с.
16.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
17.Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензити младенческом возрасте. — В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.
18.Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 1996 г.
19.Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой). М.: «Просвещение», 1981г.
20.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г.Пилюгина, Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.
21.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.С.Сохиной, Н.Н.Поддьяковой. – М., Просвещение, 1984, , - С. 14 – 15.
22.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.
23.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с.
24.Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М., 1977
25.Хализева Л. М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. — Вопросы психологии, 1978, № 3, с. 141—143.
26.Цеханская Л. И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. — Дошкольное воспитание, 1976, № 6, с. 44—51.
27.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Иследование особенностей восприятия эталонов цвета и формы у детей раннего возраста
Введение
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представители ассоциативной психологии( Д.Селли), гельштатпсихологии (К. Коффка, Г. Фолькельт) и функциональной психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П. Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова и др). Их исследования направлены на то, чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности, проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они говорят, что сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком