Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста 5
1.1Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека 5
1.2Особенности влияния цвета на характер, мышление, восприятие и эмоциональную сферу человека 14
Глава 2. Методика формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста 20
2.1 Методика и педагогические условия формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста 20
2.2Игры, упражнения и занятия по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста 25
Заключение 41
Список литературы 42
Список литературы
1.Анастази А. Психологическое тестирование. т. 1-2, М., 1982.
2.Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
3.Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.
4.Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.
5.Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986, 280с.
6.Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. с. 171-174.
7.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
8.Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.
9.Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). //Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 115-126.
10.Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970. с. 319-326.
11.Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951.
12.Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160 с.
13. Общая психология и педагогика: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.,1995.
14.Переверзева И.А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачей изучения эмоциональности. //Проблемы дифференциальной психофизиологии. 1981. т. 10. с. 78-83.
15.Плишко Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 135-140.
16.Психологическая диагностика: проблемы и исследования Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. Гл. 2, 3, 5.
17. Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
18.Руденко В.Е. Цвет — эмоции — личность. //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 107-115.
19.Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. «Психология». N 1. с. 67-69.
20.Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии. //Актуальные проблемы современной психологии (Материалы научных чтений, посвященных 60-летию 19.Харьковской психологической школы). Харьков, 1993. с. 429-432.
21.Чхартишвили Ш.Н., Гобечия Ф.В. Влияние потребности на восприятие цветов в дошкольном возрасте. //Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
22.Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. //Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110-114.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Педагогические условия формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста
Введение
Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет - источник многих парадоксов мышления. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности (Тернер, 1983; Заан, 1996; Серов, 1990; Бенц, 1996; Миронова, 1993 и др.).
Цвет, как совокупность всех оттенков, представляет собой специфическую семиотическую структуру, изоморфную структуре физиологических и эмоциональных реакций и наиболее общим системным качествам действительности, раскрывающихся субъекту в структуре его деятельностей. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в структуре деятельностей субъекта. В контексте конкретной деятельности цвет предстает как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений.
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста.
До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов. Но уже к четырём-пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо.