Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы застенчивости
в психолого-педагогической литературе………………………………6
1.1 Понятие застенчивости в психолого-педагогических
исследованиях………………………………………………………………6
1.2 Особенности проявления застенчивости у детей
дошкольного возраста ……………………………………………………..9
1.3 Причины застенчивости у детей……………………………..12
Глава 2. Особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми дошкольного возраста…………………………16
2.1 Принципы педагогического взаимодействия
с застенчивыми детьми……………………………………………………..16
2.2 Методы и средства воздействия на застенчивых детей……….20
2.3 Педагогические условия воспитания застенчивых детей……...25
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей педагогической работы с застенчивыми детьми
дошкольного возраста …………………………………………………….28
3.1 Выявление застенчивых детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………….28
3.2 Формирование представлений у педагогов и родителей об особенностях педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми…38
3.3 Рекомендации для родителей по предупреждению
и преодолению застенчивости у детей………………………………………45
Заключение…………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………49
Приложение…………………………………………………………….53
Список литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Издательство «Питер», 2000.-304 с.
2. Волкова-Гаспарова Е. "Мямлики" или Замедленные дети// Дошкольное воспитание. - 1999.- №11. – С. 65-67.
3. Гавриленко О. Ребенок и родители //Дошкольное воспитание.- 1983.- №10.- С.46-48.
4. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание.-2000.- №4.- С.116-121.
5. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей//Вопросы психологии.-1996.- №3.- С.101-115.
6. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости//Вопросы психологии.-2000.- №5.- С.28-37.
7. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок//Дошкольное воспитание.-1989.- №3.- С.71-78.
8. Глассер У. Школа без неудачников. Пер. с англ. / Общ ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
9. Дети с нарушениями общения /К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М., 1989. - 224 с.
10. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 270 с.
11. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
12. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ.-М.:Педагогика, 1991.-208 с.
13. Иванова Э.В поисках радости и семейной гармонии//Дошкольное воспитание.-1990.- №4.- С.56-59.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб.: Питер, 2001.-752 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.
16. Гаврилова Т. «Как помочь застенчивому ребенку». № 07/2001 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
17. Как научить ребенка слушать взрослого (советы для родителей). М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1985.- 78 с.
18. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб,2004.-56с.
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.–Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.
20. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001.- 160 с.
21. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
23. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 137 с.
24. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- М.: 1982. – 123 с.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика.-М.: Юрайт-М, 2001.-607 с.
26. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Рус. Яз. 1998.- 832с.
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.-190 с.
28. Майерс Д. Социальная психология.-СПб.: Питер, 2005.-794 с.
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002.-480 с
30. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/Под ред. Е.О.Смирновой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.
31. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-144 с.
32. Михайлюк Е.Б.Домашний психолог. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1998.-456 с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.- Кн.3: Психодиагностика.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.-632 с.
35. Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
36. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн.-М.: Гуманит изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.2: Процесс воспитания.-256 с.
37. Практическая психология образования/Под ред.И.В.Дубровиной.- М.,1997.-526 с.
38. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. – 345 с.
39. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Под ред. Безруких, М, 2002.-225 с.
40. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок //Дошкольное воспитание.- 1990. - №2. – С.62-63, 81.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- Кн 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражения.-480 с.
42. Савин Н.В. Педагогика. М., «Просвещение», 1978.-351 с.
43. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
44. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-160 с.
45. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928с.
46. Технология социальной работы /Под ред. И.Г.Зайнышева.- М.: Гуманит.изд. центр. ВЛАДОС, 2002.-240 с.
47. Феинел М. Как повысить самооценку/М. Феннел; Пер. с англ. А.С.Марушкиной, Е.Ю.Терентьевой.- М.:Астрель: АСТ, 2004.-287 с.
48. Харламов И.Ф. Педагогика.-М.: Юристъ, 1997.-607 с.
49. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. - М.: Рус. яз., 1999. Т. 1:А –Пантомима. – 624с.
50. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 320 с.
51. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- М.: Искатель, 1997.-96 с.
52. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.–М.: Педагогическое общество России, 1998.-250 с.
53. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2005.- 366 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).
54. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990. – 563 с.
55. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т.В.Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В.Клюева и др. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 480 с.
56. Biehler R., Snowmen I. Psychologe Applied to teaching. — Boston, 1990. – 234 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности педагогической работы с застенчивыми детьми старшего возраста
Введение
Дошкольное детство - сензитивный период в развитии ребенка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает система представлений об окружающий действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.
Важно, именно, в этот период сформировать у ребенка дошкольного возраста, необходимые навыки общения с взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребенка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность.
Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности Проблему застенчивости исследовали в зарубежной психологии такие ученые, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Д.Дениелс и др. В отчественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Л.Н.Галигузова, Е.П.Ильин, Е.О. Смирнова, В.М..Холмогорова и др.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие - это важная и общая задача, как для педагогов, так и для родителей. Она разрешима, но делать это необходимо пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в своем «недостатке». Поэтому так важно выявить особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми, направленными на предупреждение и преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста. Данный аспект недостаточно разработан в педагогической литературе.
Практика показывает, что воспитатели не всегда используют индивидуальный подход в работе с застенчивыми детьми дошкольного возраста, не знают особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей. Это и определило проблему нашего исследования. Решение данной проблемы составило
Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: застенчивость как свойство личности.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что педагогическое взаимодействие с застенчивыми детьми будет наиболее эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий, если:
если педагог знает признаки проявления застенчивости;
если в процессе взаимодействия с застенчивыми детьми воспитатель использует такие методы и средства как, авансирование, апелляция к достоинству, персональная исключительность, поощрение, скрытая педагогическая оценка, ситуация успеха;
если вся работа строится во взаимодействии с родителями застенчивых детей.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Исследовать особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть причины застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить принципы, методы и средства работы с застенчивыми детьми.
5. Исследовать особенности педагогической работы с застенчивыми детьми дошкольного возраста.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на преодоление застенчивости у детей.
Теоретико-методологической основой исследования является:
положение Катаевой Л.И. о том, что застенчивость это комплексное состояние личности, которое проявляется в разнообразных формах: страх, стеснительность, стыдливость, замкнутость, дискомфорт, нерешительность, тревожность и др.
психолого-педагогические исследования проявления застенчивости у детей дошкольного возраста Л.Н.Галигузовой, Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой и др.
комплекс научных идей Н.Е.Щурковой о ситуации успеха как основы личностного развития ребенка.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическая интерпретация.
2. Эмпирические: опрос родителей и воспитателей; наблюдение; детский тест тревожности Ф.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо», выявляющий уровень тревожности детей; Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), предагогический эксперимент.