Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Психолого-педагогическое исследование проблемы развития понятия числа у детей 5
1.2. Формирование количественных представлений у младших дошкольников 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Список использованной литературы
1) Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Подцьякова. — М., 1972. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М., 1984.
2) Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. — М., 1934.
3) Гальперин П.Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. — СПб., 1994. — Ч. III. — С. 43 — 46.
4) Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. — М., 1982.
5) Давайте поиграем! / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.
6) Давыдов В. В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1966.
7) Давыдов В. В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике // Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В.Давыдова. — М., 1966.
8) Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова 3.А. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических учебных заведений .- 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1998.- 160 с.
9) Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
10) Корнеева Г.А. К проблеме генезиса понятия числа у детей // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1972. — С. 228-244.
11) Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопросы психологии. — 1978. — № 2.
12) Корнеева Г.А. Теоретические основы формирования понятия числа у детей дошкольного возраста // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. — М., 2001. — С. 108 —116.
13) Корнеева Г.А., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
14) Леушина А.М. Обучение счету в детском саду. — М., 1961.
15) Михайлова Ф.А., Бакст Н.Г. Занятия по счету в детском саду. — М., 1958.
16) Николаева Э.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций // Вопросы психологии. — 1979. — № 5.
17) Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969.
18) Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. — 1966. — № 4.
19) Пигулевская З.С. Счет в детском саду. — М., 1953.
20) Родина Е.В. Обучающий эксперимент — путь совершенствования метода: Формирование понятия числа у дошкольников // Дни науки в МГПУ. 1998 г. — М., 1999.-Ч. III.
21) Родина Е.В. Педагогические технологии развития понятия числа у дошкольников//. Дни науки в МГПУ. 1998 г. — М., 1999.-Ч. III. — С. 116—126.
22) Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
23) Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981.
24) Чего на свете не бывает? / Под ред. А.А.Агаевой и др. — М., 1991.
25) Чекмарев Я.Ф. Учись считать. — М., 1964.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование количественых представлений у детей младшего дошкольного возраста
Введение
Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.
Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин:
1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г.А. Корнеевой), а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни);
2) по мнению Е.В. Родиной, целесообразно «восстановить логику» в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста.
Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.