Выдержка из работы:
Введение
Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка, следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих способностей ребенка.
Многочисленные исследования психологов и педагогов (JI.A. Венгер, Н.П. Сакулина, В.И. Логинова) дают основание утверждать, что дети дошкольного возраста, используя системы сенсорных эталонов, способны составить представление о предмете, включающее самые разнообразные качественные характеристики: цвет, форму, величину, пропорции частей, свойства материала. В ходе организованных взрослым наблюдений дети выделяют в объектах существенные качества и свойства (Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, А.И. Васильева). Все эти эталоны, по мнению специалистов, ребенок осваивает в практической деятельности, чаще всего в изобразительной, конструктивной, игровой, о чем подробно раскрыто в статье Е. Л.Пороцкой.
Несмотря на огромную роль сенсорного воспитания детей-дошкольников, как показывают специальные исследования, этому участку педагогической работы уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют четкие программные требования к формированию сенсорных процессов на различных ступенях дошкольного детства, не обеспечена должная преемственность в подборе сенсорных заданий. Все это снижает эффективность воспитательной работы с детьми, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка и на формировании у него различного рода мыслительных, художественных и практических способностей. .............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕДЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей остается поверхностным, отрывочным, не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников – А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной и др. Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено главным образом на обеспечение двух моментов.
.........