Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование навыков свободного конструирования из бумаги детей младшего школьного возраста
Введение
Современная ситуация в мире с его высокими технологиями и все уве-личивающимся объемом информации требует от современной школы изме-нения подходов к обучению и воспитанию молодого поколения. Целью школьного образования и воспитания становится не определенный объем знаний, которые должен получить школьник, и умений и навыков, которые должны быть сформированы у него, а формирование креативной личности, способной успешно адаптироваться в современном мире, реализовать весь свой потенциал в деятельности. Поэтому ориентация на развитие творческо-го мышления, творческого поведения и творческой личности в целом требует такой методики обучения и воспитания, которая позволила бы раскрыть спо-собности ребенка, реализовать его интересы и склонности, научить приме-нять полученные знания в ситуации свободной деятельности, которая отли-чается максимальной самостоятельностью не только в области исполнитель-ской, но и в области конструирования ее основного содержания – целей, за-дач, отбора наиболее эффективных методов и приемов и пошагового и ито-гового самоконтроля.
Реализация цели формирования творческой личности начинается с са-мых первых лет обучения ребенка в школе и приходится на младший школь-ный возраст, в котором закладываются основы теоретического мышления, трудовые навыки и нравственно-ценностные ориентации. По свидетельству учителей-практиков, хорошее усвоение учебных материалов в начальной школе, а тем более полученные оценки еще не гарантируют успешность дальнейшего обучения в средней школе. Но правильное, то есть соответст-вующее психологическому содержанию возрастного периода, развитие младшего школьника делает его дальнейшее обучение более эффективным и способствующим его интеллектуальному и личностному развитию.
Уроки художественного труда в начальной школе имеют важное зна-чение в развитии ребенка. Во-первых, они обеспечивают не только совер-шенствование наглядно-образного и пространственного мышления, но и формирование на должном уровне теоретического мышления. Во-вторых, практическая деятельность способствует развитию творческого подхода и контрольно-оценочных действий, поскольку ребенок сам планирует свою деятельность и осуществляет контроль за ней, а для успешного выполнения задания ему требуется приложить разнообразные знания и умения к новой творческой ситуации. Кроме того, работая с различными материалами и формами, школьник накапливает опыт комбинаторики, следовательно повы-шает свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Трудовое обучение в начальной школе также тесно связано с эстетиче-ским воспитанием, развитием у ребенка чувства прекрасного и гармонично-го. Умение создать предмет, отличающийся эстетическим совершенством, опирается не только на чувственный опыт, но и на способность проанализи-ровать свойства и качества материала, учесть все факторы существования предмета, что также является одним из условий формирования мышления и фантазии, а в конечном счете – творческого подхода к действительности.
Целью нашей работы является выявление методов и приемов формиро-вания свободной конструкторской деятельности младшего школьника как средства развития мышления и творческого потенциала ребенка.
Основная проблема взаимосвязи свободного конструирования и разви-тия мышления и творческих способностей ребенка широко представлена в психологической литературе и психокоррекционной практике, однако в ме-тодике начального обучения конструирование обычно представлено как средство развития эстетического вкуса и художественного мышления, а так-же как средство коррекции личностных и эмоциональных особенностей де-тей. Кроме того, сегодня увеличивается количество детей младшего школь-ного возраста, характеризующихся отсутствием навыков конструирования и пространственного мышления (что ведет к проблемам при обучении таких предметов как геометрия, черчение, физика и трудовое обучение), но на на-стоящий момент нет единой специально организованной работы по профи-лактике и коррекции данного психологического феномена.
Объектом нашего исследования являлся процесс трудового обучения младших школьников, а предметом – методы и приемы формирования навы-ков свободного конструирования как средства развития младшего школьни-ка.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: формирование навыков свободного конструирования тесно связано с разви-тием мышления младшего школьника и способствует становлению творче-ского подхода к окружающей действительности.
Для проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следую-щие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить осо-бенности личности младшего школьника;
2) выделить основные характеристики свободной конструкторской дея-тельности младших школьников, способствующих развитию их мыш-ления и творчества;
3) рассмотреть особенности конструирования из бумаги как эффективно-го способа развития конструкторской деятельности младших школьни-ков;
4) на основе полученных теоретических знаний провести эксперимен-тальное исследование влияния навыков свободного конструирование на развитие мышления и творческих способностей у младших школь-ников, организовав начальное и контрольное тестирование некоторых аспектов мышления и формирующий эксперимент, способный оказать воздействие на развитие мышления школьников.
Для экспериментального исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы нами использованы следующие методики: теоретическое исследо-вание проблемы путем анализа психологической и педагогической литерату-ры, определение элементов мышления младших школьников и формирую-щий эксперимент, суть которого заключается в обучении школьников навы-кам свободного конструирования из бумаги.
Экспериментальной базой исследования являлась группа младших школьников – учащихся 2 класса МОУ СОШ № 17. В эксперименте участво-вали 15 детей в возрасте от 7,5 до 8,5 лет, 6 девочек и 9 мальчиков.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключают-ся в следующем:
1) выявлены особенности свободной конструкторской деятельности младших школьников как средства развития возрастных характеристик;
2) установлена взаимосвязь между навыками свободного конструирования, формируемыми в процессе трудового обучения и повышением уровня мыс-лительных операций, необходимых для формирования теоретического мыш-ления и развития творческой активности ребенка;
3) построена методика обучения конструкторской деятельности из бумаги, которая может использоваться как развивающее или коррекционное средство в процессе обучения младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы особенностей младших школьни-ков, а также сущность и особенности свободного конструирования из бумаги. Вторая глава посвящена описанию экспериментального исследования и по-лученных результатов, а также общих выводов по эксперименту.