-
Номер работы:
115358
-
Раздел:
-
Год добавления:
30.03.2009 г.
-
Куда сдавалась:
Домодедовский филиал негосударственное образовательное учереждение "РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
-
Объем работы:
46 стр.
-
Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей личности одаренных детей 5
1.1Характеристика детей с высоким уровнем интеллекта. Понятие «Одаренность». Современные концепции детской одаренности 5
1.2Особенности детей с высоким уровнем интеллекта. Психологические проблемы одаренных детей 10
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей личности одаренных детей 14
2.1Определение методов и организация исследования. Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 14
2.2Методика работы с одаренными детьми 22
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Список литературы
1.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Пер с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского, - М., 2005 г.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.- 144с.
3.Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
4.Бурменской Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 2004г.
5.Елисеева Е.В. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования."(23-24 апреля 2003г.)
6.Иванова И.С. ст. в сборнике научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета.Серия «Гуманитарные науки» №2 (14), 2005.
7.Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 13 – 19.
8. Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.
9.Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 2005. –№ 4. – С. 88 – 97.
10.Матюшкин А.М., Белова Е.С., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И и др. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследования// Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им.Л.Г.Щукиной/ Под ред.В.В.Рубцова.- М., 2004.
11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. с. 28-31; 39
12.Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. Пер.с англ. Прогресс.2006г.
13.Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 2004
14.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Изд.центр «Академия», 2006.
15.Психомоторика детей. Вайзман Н.П. М., «Педагогика», 2006. 104с.
16.Савенков А.И. Методики диагностики одарённости младших школьников // Практика административной работы в школе - 2005 - № 6 - с.54-63
17.Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер.с англ. Наука.2006г.
18.Теплов Б. М. Избранные труды: В двух томах. – М., 2005.
19.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 2005г.
20.Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
21.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадигмы исследования. – М., 2007.
22.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. С. 336.
23.Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, исправленное. – СПб, «ИМАТОН», - 1994., с. 11-48
24. Формирование личности в онтогенезе: Сб. научных трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. с. 58-60
-
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности работы с одаренными детьми
Введение
Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, стоящую на стыке различных дисциплин. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах касающихся выявления, обучения и развития одаренных детей. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, направленные на изучение и разрешение проблем «скрытой одаренности», кризисов детской одаренности, различных трудностей одаренных детей в обучении, общении и т. д.
Проблема одаренности привлекала внимание многих психологов за рубежом и в нашей стране. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле разнообразных теоретических направлений. Такое многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Несмотря на множество исследований проблемы одаренности, все психологи отмечают, что помимо положительных аспектов одаренности, существуют и негативные стороны – психологические проблемы одаренных детей, к которым относятся сложности в общении со сверстниками и взрослыми, дезадаптированность, погружение в себя, некая физическая хилость и тд.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей личности одаренных детей и характеристика направлений работы с одаренными детьми.
Предмет исследования – одаренность ребенка.
Объект изучения – направления работы с одаренными детьми.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.на основании теоретического анализа научной литературы дать характеристику детей с высоким уровнем интеллекта, выявить понятие «Одаренность», рассмотреть современные концепции детской одаренности ;
2. определить особенности детей с высоким уровнем интеллекта и охарактеризовать психологические проблемы одаренных детей;
3. провести экспериментальное изучение особенностей личности детей с высоким уровнем интеллекта;
4. рассмотрение направление работы с одаренными детьми и их родителями.
Гипотеза исследования. Наше исследование основывалось на предположении о том, что дети, занимающиеся помимо обязательной программы в дошкольном учреждении, различными видами деятельности – музыка, литературные занятия, рисование, конструирование и т.д. и которые, по нашему определению, относятся к группе одаренных детей, более подготовлены к обучению в школе и уровень интеллектуального, психического и физического развития у них несколько выше, чем у детей, посещающих только детский сад.
Развитие одаренных детей является более успешным, только при условии применения системы воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми с учетом интеллектуального развития ребенка.
Методы исследования:
1. Интеллектуальная готовность: Тест Д. Векслера WISC.
2.Личностная готовность: Методика Л. И. Божович "Отношение ребенка к обучению в школе", методика М. Р. Гинзбурга "Определение мотивов учения";
3.Эмоционально-волевая готовность: Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йерасека.
База исследования: школа для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы.