Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Творческое мышление и особенности когнитивной дифференцированности.
Введение
В современной педагогике и психологии существует множество теорий развития личности, каждая из которых по-своему определяет главные факторы развития личности. Педагоги и психологи (Пиголицина Ф., Кузнецова А.В., Никитин Б.П. и другие) по-своему, индивидуально трактуют этот процесс. В процессе становления разносторонне развитой гармоничной личности большую роль играют творческие способности. Наличие творческих способностей приводит не только к самостоятельности и развитию воображения, но и развитию таких качеств мышления, как гибкость, беглость, оригинальность.
Творческое мышление изучали исследователи А.В. Петровский, У. Джеймс, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Р.Арнхейм, Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл, Р.Томпсон, Р.Л. Солсо, Г. Уоллес, А.В. Брушлинский. Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, П. Торенс, Гэллах, Коган, Брунер. Развитием творческого мышления занимались Л.Л. Гурова, М.М. Кашапов, В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин. Когнитивную дифференцированность изучали Дж. Келли, В. Биери, Д. Баннистер, У. Найссер, Н.И. Чуприкова, Т.Д. Ратанова, Н.П. Локалова.
Школа в большинстве своем выступает в качестве фактора, тормозящего развитие творческого мышления учащихся. Среди теоретических моделей и программ обучения, направленных на развитие творческого мышления школьников, в зарубежной психологии на первый план выделяются те из них, которые направлены исключительно на когнитивное развитие: модель, в основе которой лежит концепция структуры интеллекта Дж. Гилфорда; модель Дж. Рензулли, модель Б.С. Блума и др. В отечественной психологии также имеются исследования, посвященные разработке путей развития творческого мышления школьников путем воздействия на их когнитивную сферу (В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, А.З. Рахимов, Н.Б. Шумакова и др.).
Признание познавательных способностей как важных компонентов творчества подчеркивает актуальность вопроса о роли организации когнитивного опыта в развитии творческого мышления младшего школьника. В исследованиях В.П. Арсланьян, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой и др. показано, что ориентация обучения на преимущественное развитие вербальной стороны интеллекта привела к недооценке другой ее стороны - известно, что творческий мыслительный процесс без участия образных компонентов невозможен. Важность развития не только вербально-логических процессов, но и зрительно-образных функций у детей отстаивается в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, В.С. Ротенберга, Е.Л. Яковлевой и др.
Ребенок как субъект единого учебного воспитательного процесса, благодаря творчеству, лучше и качественнее усваивает учебный материал. Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Анализ литературы убеждает нас в том, что возрастает потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту личности ученика. Вместе с тем педагогической наукой еще недостаточно разработана технология поддержки творческого развития личности в процессе образования. Вот почему выбор этой темы актуален.
В данной работе рассматривается связь творческого мышления и особенностей когнитивной дифференциации.
Объект исследования: творческое мышление и когнитивная дифференцированность.
В качестве предмета исследования выступают особенности творческого мышления и когнитивной дифференцированности в младшем школьном возрасте.
Цель исследования состоит в экспериментальном исследовании связи творческого мышления и особенностей когнитивной дифференциации младших школьников.