Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование функциональной готовности соматически ослабленных детей к школе 8
1.1Определение понятия «соматически ослабленные дети». Причины и факторы риска 8
1.2Научные подходы к функциональной подготовке соматически ослабленных детей к школе 15
1.3 Условия, средства, компоненты системы готовности к школе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование функциональной готовности соматически ослабленных детей к школе 39
2.1Определение методов исследования соматически ослабленных детей к школе 39
2.2 Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 49
2.3 Программа подготовки соматически ослабленных детей к школе 63
2.4Проведение и анализ контрольного эксперимента 79
Заключение 85
Список литературы 89
Приложения 94
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с - (Серия «Мастера психологии»)
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.
3.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребен¬ка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка до¬школьного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2,4.
6.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Метод. пос. М., 2000.
7.Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
8.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
9.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
10.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М: ЧеРо: Творческий центр «Сфера», 2001. – 172 с.
11.Гуткина Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
12.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
13.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1981.
14.Диков М.Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореферат канд. дис. М., 1994.
15.Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
16.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988
17.Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
18.Капчеля Г. И. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
19.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997.
20.Коломенский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии де¬тей шестилетнего возраста. - М., 1988
21.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
22.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
23.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
24.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
25.ЛеонтьевА.Н.Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
26.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1978.
27.Мазепина Т.Б Тесты для маленьких умников и умниц / Серия "Мир вашего ребенка". - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
28.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
29.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004(1997). – 304(465) с.
30.Мастюкова Е.М.. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. Издательство: М.: Классикс Стиль. М., 2003 г., 320с.
31.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
32. Мещерякова С.Ю. Дошкольное воспитание, 2002, N 11.
33.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- М.: ВЛАДОС, 1997.
34.Непомнящая В. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
35.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
37.Организация взаимодействия с детьми в кризисный период 7 лет. - Новосибирск: «Логос», 2004г, 22 с.
38.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988г
39.Паренс Г. Семейное воспитание// пер. с англ. Л. Г. Герцик, А В. Решетникова. М.2001
40.Петрова Е. Подготовка к школе и преемственность как единый процесс // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой. София, 1989
41. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000, 368 с.
42.Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. Г.А. Урунтаева. -2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. -408с.; 22см. -(Педагогическое образование).
43.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001.
44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
45. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализ результатов. // Школьный психолог. - 2003 г. - 9.
46.Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 101 с.
47.Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // Дошкольное воспитание. 1982. №10.
48.Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985.
49.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
50.Станкин, М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики: Учеб. пособие/М.И. Станкин. -2-е изд., испр. -М. -Воронеж: МПСИ, 2003. -395с.
51.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. -2-е изд., доп. и перераб. - Ростов- на/ Д: Феникс, 2004. -511с.; 21см. -(Высшее образование).
52.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
53.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 1998.
54.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
55.Трусова С.С. Особенности социально-педагогической деятельности с соматически ослабленными детьми в условиях лечебно-профилактического учреждения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: серия гуманитарные науки (Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика.). – Кострома, 2006. – №2. – Т.12.
56.Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей//Дошкольное воспитание. – 1989. - №3- С. 53-57
57.Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.
58.Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, исправленное. – СПб, «ИМАТОН», - 1994., с. 9
59.Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург : “Детство-Пресс”, 1999
60.Шевелев К.В. "Слышит ли рука глаз". Издательство: Карапуз. М., 2001 г. 16с.
61.Шинина Т.В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей // Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция.— Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.— С. 171–174.
62.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
63.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Функциональная готовность соматически ослабленных детей к школе
Введение
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные вза¬имоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в про¬цессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов. Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют по¬ложение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи