Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Аудит наличия и движения материальных запасов применительно к специфике определенной отрасли деятельности
(на примере организации)
К таким активам относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.
Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Это достигается проведением проверок на существенность, дополняется проверкой структур контроля, системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов организации и их важности для бухгалтерских отчетов.
Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
- соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
- выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
- полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;
- обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений .
Для достижения целей аудита в соответствии с федеральным Правилом №3 «Планирование аудита» составляется программа аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы», являющаяся частью общей программы аудита.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:
1) Оценка эффективности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ:
- обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета;
- представление финансовой информации наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;
- проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;
- проверка организации системы утверждений (наличие приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).
2) Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью МПЗ:
- организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;
- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);
- правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);
- правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);
- организация материальной ответственности за МПЗ;
- организация аналитического учета МПЗ;
- организация проведения инвентаризации МПЗ;
- соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;
- правильность отражения в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).
3) Проверка правильности документального оформления движения МПЗ:
- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;
- применение унифицированных форм первичной учетной документации;
- особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).
4) Проверка полноты и своевременности оприходования материальных ценностей:
- наличие и правильность оформления договоров;
- соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;
- реальность кредиторской задолженности по МПЗ;
- правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.
5) Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:
Заключение официального аудитора (независимой аудиторской фирмы) по результатам аудиторской проверки, проведенной по поручению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключение аудитора (независимой аудиторской фирмы) по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат аудиту, а так как Шатурское МУП «Транспорт общественного пользования» к таким предприятиям не относится, то аудит может проводиться по желанию его руководства путем приглашения аудитора.
В заключении аудитора кроме указания на обнаруженные ошибки и искажения в бухгалтерском учете предприятия, предлагается и разработка конкретных предложений и рекомендаций по устранению выявленных недостатков в учете материально-производственных запасов на данном предприятии и возможность применение их на практике. В то же время аудитор дать рекомендации по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности, дать оценку активов и пассивов экономического субъекта, а также консультировать в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства.