Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самостоятельная работа (стилистика русского языка )
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Критерии редакторской оценки стилевой стороны рукописи
Упражнение 1. Укажите стилистические черты газетной информации в приводимых заметках. Какие факты в них сообщаются? Какие лексические и синтаксические средства использованы? Индивидуализировано ли авторское изложение?
Клад фракийцев
Упражнение 2. Проведите стилистический анализ текста. Какие языковые средства (лексические, грамматические, образные) придают ему публицистический характер?
Упражнение 3. Сравните различные редакции предложений, выделенных курси¬вом; укажите функционально-стилистическую принадлежность и экспрессивную окраску слов, употребление которых приводит к смешению стилей. Отметьте наиболее удачные варианты и предложите свои, обосновывая стилистическую правку.
Упражнение 4. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.
Упражнение 5. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Грамматическая стилистика. Работа редактора над синтаксическими конструкциями.
Упражнение 1. Исправьте стилистически тексты. Мотивируйте свою правку. Укажите возможные варианты.
Упражнение 2. Исправьте стилистически тексты. Объясните характер ошибки.
Упражнение 3. Исправьте стилистически тексты
Упражнение 4. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.
Упражнение 5. Исправьте стилистически тексты. Укажите харак¬тер ошибок.
Упражнение 6. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в пред¬ложении, исправьте их.
Упражнение 7. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений, охарактеризуйте смысловые и стилистические их особенности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Грамматическая стилистика. Работа редактора над синтаксическими конструкциями
Упражнение 1. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки
Упражнение 2. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки.
Упражнение 3. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки.
Упражнение 4. Исправьте стилистически тексты.
Упражнение 5. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.
Упражнение 6. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских писателей, публицистов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Критерии редакторской оценки эстетической стороны рукописи
1. Понятие эстетической нормы. Разновидности эстетических ошибок.
2. Устранение недостатков фоники при правке текста: случайные звуковые повторы, дисфония, переразложение и др.
3. Устранение лексических повторов при правке текста
4. Ударение как стилистическое средство: нормативное ударение, ненормативное ударение, логическое ударение.
5. Интонация как стилистическое средство: интонационный комментарий, риторический вопрос, пауза и продолжительность звучания.
6. Использование графики в стилистических целях.
Упражнение 1. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.
Упражнение 2. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недоче¬ты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиле¬ния действенности речи.
Упражнение 3. Прочитайте предложения; укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Устраните ошибки в звуко¬вой организации речи.
Упражнение 4. Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в аббревиатурах, отмечая скопление согласных и стечение гласных. Назовите аббревиатуры, созданные в соответствии с требованиями благозвучия речи.
Упражнение 5. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.
Упражнение 6. В отрывках из художественных и публицистических произведении, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тропы и стилистические фигуры
1.Тропы как семантические преобразования. Виды тропов.
2. Тропы в разных функциональных стилях.
3. Стилистические фигуры (фигуры речи). Виды стилистических фигур.
4. Виды языковой игры, связанные с трансформациями слова.
5. Сферы употребления стилистических фигур. Функции риторических фигур
Упражнение 1. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты металогической речи (стилистически не оправданная метафоризация, неясность высказывания в результате употребления тропа, нарушение закона эстетического соответствия сближаемых понятии, разрушение единства образной системы, несочетаемость слов, употребленных в переносном значении, немотивированная реализация метафоры и др.). Исправьте предложения.
Упражнение 2. Укажете источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей; разграничьте тропы и фразеологизмы. Определите характер тропов.
Упражнение 3. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения.
Упражнение 4. В отрывках из очерков укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте предложения.
Упражнение 5. В отредактированных предложениях (они выделены курсивом) укажите средства образной речи и определите, насколько мотивированно обращение к ним в контексте; проанализируйте стилистическую правку, отмечая отказ редактора от тропов (исключение метафор, перифраз, олицетворений, метонимий, синекдох, устранение гипербол и литот), исправление речевых ошибок. Укажите оптимальный вариант правки, мотивируя свой выбор. В случае необходимости внесите в редакторскую гранку коррективы.
Упражнение 6. Прочитайте стихотворение И.Бродского «Два часа в резервуаре». Какие средства художественные приемы и средства речевой выразительности использует автор?(Приведите примеры).